РВСН. SS-16 "Sinner" РС-14 «Темп-2С» (15Ж42) - Военная ипотека форум
Суббота, 10.12.2016, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Военная ипотека форум » Обо всем на свете (бщение не связанное с НИС) » Боевая техника » РВСН. SS-16 "Sinner" РС-14 «Темп-2С» (15Ж42) (Подвижный грунтовой ракетный комплекс 15П642 «Темп-2С»)
РВСН. SS-16 "Sinner" РС-14 «Темп-2С» (15Ж42)
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:29 | Сообщение # 1
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Подвижный грунтовой ракетный комплекс 15П642 «Темп-2С»
с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж42.

Индекс заказчика: комплекса 15П642
Индекс заказчика: ракеты 15Ж42
Обозначение по договору СНВ-1 РС-14
Обозначение DIA SS-16
Обозначение NATO Sinner
Изготовитель ракеты: Воткинский машиностроительный завод, РСФСР
Разработчик комплекса: ОКБ А.Д.Надирадзе (МИТ).
Изготовитель пусковой установки: Завод "Баррикады", Волгоград, РСФСР.

"Темп-2С" - подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения, с МБР третьего поколения, предназначался для нанесения ударов по объектам, сильно защищенным средствами ПВО и расположенным в глубине территории противника.

Состояние: состоял на вооружении РВСН СССР с 1976 по 1985 годы. В эксплуатации по Программе длительного хранения с 21.02.1976 г., развернуто 42 ракеты, снят с эксплуатации в 1985 г. в порядке выполнения договора ОСВ-2 от 1979 г.
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:30 | Сообщение # 2
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
При составлении данной подборки (заметьте, не статьи, а именно подборки материалов), автор столкнулся с различной трактовкой этого этапа истории развития ракетного вооружения РВСН. Основываясь в первую очередь на сборнике, выпущенном к 60-летию МИТ, я постараюсь дать также отдельные версии и различные мнения. Одно несомненно, ракетный комплекс "Темп-2С" явился этапным и в этом заслуга его разработчиков.

Огромное спасибо ветеранам РВСН, своими воспоминаниями или фотографиями участвовавшим в создании данной страницы.

Новый комплекс "Темп-2С", получивший на западе наименование SS-16 "Sinner" (Грешник), был настолько серьёзно и эффективно засекречен, что только сейчас появляются сведения о том как, когда и в каком количестве он был развёрнут. Как рассказывают очевидцы тех событий, эксплуатация комплексов "Темп-2С" проходила в условиях сверхсекретности. Офицерам было запрещено употреблять словосочетания "боевое дежурство" и "командный пункт". Считалось, что ракеты находятся на длительном хранении. По некоторым "легендам", которые передают друг другу ракетчики, при выезде ракетовоза из гаражного укрытия все находящиеся поблизости солдаты обязаны были по команде повернуться спиной к гаражу и стоять по стойке "смирно" до тех пор, пока ракетовоз не скроется в тайге. Выезд ракетовозов из гаражей осуществлялся в перерывах между пролетами американских спутников над Плесецком. Бывали ошибки, но в этих случаях вышедшие из гаражей ракетовозы тут же возвращались обратно. В отношении развёртывания комплекса "Темп-2С" данные западных и российских источников заметно расходятся. Российские источники утверждают, что первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года (г. Плесецк, командиры Лев Вениаминович Форсов (в/ч 07395), Владимир Васильевич Рунов (в/ч 68543)), в то время как западные утверждают, что возможно реальное развёртывание комплекса началось только в 1978 году и к середине года возможно было развернуто до 50 ракет. По договору ОСВ-2 подписанному в июне 1979 года, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать этот ракетный комплекс. Однако, американские эксперты утверждали, что несмотря на обязательства, СССР возможно продолжал развёртывать комплекс и после 1979 года, доведя их количество до 100 шт. И это могло быть вполне вероятным, учитывая что "Темп-2С" и РСД-10, построенный на его базе имели множество общих элементов, что затрудняло контроль, а внешняя схожесть затрудняла идентификацию обнаруженных разведкой комплексов. Но ни одного фактического подтверждения этому найти не удалось. "Темп-2С" был снят с эксплуатации по программе длительного хранения (читай - снят с боевого дежурства) в 1985 году и ликвидирован в течение 1986-1987 гг. [Russian Arms Forum. Автор - БСП23 с исправлениями УГР и моими - Ред.]
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:32 | Сообщение # 3
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Предистория

Массовое" строительство шахтных пусковых установок, проводившееся в 60-х годах как советской, так и американской сторонами на некоторое время значительно увеличило живучесть стратегических ракетных комплексов. Однако эта иллюзия безопасности продолжалась очень недолго. Хотя степень инженерной защищенности ракетных шахт постоянно увеличивалась, но и СССР, и США достаточно быстро пришли к выводу, что какой бы защищенной не была шахта, но с увеличением точности попадания вновь создаваемых изделий она не может быть достаточно защищенной от прямого, маломощного, как теперь принято говорить "точечного" ядерного удара. Возможных выходов из создавшейся ситуации было не много. Наращивание средств ПРО не могло привести к желаемым результатам. Слишком высокой была вероятность "провала" в обороне. Оставалось только одно - "оторвать" ракетный комплекс от неподвижной точки пуска, сделать его как можно более мобильным. Мобильным настолько, чтобы он мог как можно чаще менять дислокацию. Особенно привлекательным это выглядело учитывая огромные территории Советского Союза. Однако - по порядку.
«Minuteman» — так в свое время называли солдат народной милиции, или ополчения. Так были названы и первые в США твердотопливные МБР, с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Впервые на них применена также полностью автономная инерциальная система управления. Их дальнейшее развитие приостановилось только лишь после наступления разрядки, прекращения «холодной войны» и развала СССР. В США в начале шестидесятых годов был также разработан проект размещения ракет «Минитмен» в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), от 50 до 150 ракет. С 20 июня 1960 года специально переоборудованный опытный поезд, размещавшийся на ВВБ «Хилл» в Юте, начал курсировать по западной и центральной части США. Из последней поездки он вернулся 27 августа 1960 года, и ВВС США объявили об «успешном завершении программы испытания концепции мобильного ракетного комплекса «Минитмен». Таким образом, идея использовать железную дорогу для базирования МБР впервые родилась в США, но практически была реализована лишь в СССР. Но мобильному «Минитмену» не повезло, ВВС предпочли сосредоточить все усилия на шахтной модификации, и 7 декабря 1961 года министр обороны Роберт Макнамара закрыл работы по мобильному «Минитмену».

Уже значительно позднее, в 1985 г. были выполнены проектные проработки по предельно легкой 15-и тонной межконтинентальной ракете «Миджитмен» для пусковой установки на автомобильном шасси. По замыслу американцев, в случае обострения обстановки и возникновения угрозы нанесения по США ядерного удара ПГРК «Миджетмен» (Midgetman, «карлик») с малогабаритной и легкой МБР должны были покидать места базирования и выходить на автострады и проселочные дороги, «расползаясь», словно сороконожки, по всей территории страны. После получения команды машина останавливалась, сгружала прицеп с ПУ на землю, затем тягач тянул ее вперед, и она благодаря наличию особого плугоподобного устройства самозакапывалась, обеспечивая дополнительную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Мобильная ПУ могла в течение всего 10 минут «затеряться» на площади до 200 тыс. км2, а затем нанести вместе с уцелевшими МБР шахтного базирования и стратегическими подводными ракетоносцами ответный ядерный удар. В конце 1986 года компания «Мартин-Мариетта» получила контракт на выполнение работ по проектированию мобильного РК MGM-134A «Миджетмен» и сборку первого прототипа. Конструктивно, МБР MGM-134A «Миджетмен» — трехступенчатая твердотопливная ракета. Тип старта «холодный»: газы под сильным давлением выбрасывали ракету из ТПК, а собственный двигатель МБР включался лишь тогда, когда она окончательно покидала «контейнер». Несмотря на свое «карликовое» название, новая МБР имела совсем «не детскую» дальность пуска — около 11 тысяч километров — и несла термоядерную боеголовку мощностью 475 килотонн. В отличие от советских комплексов «Темп-2С» и «Тополь» американская ПУ имела шасси типа «трейлер»: четырехосный автомобиль-тягач возил на трехосном прицепе контейнер с одной МБР. На испытаниях мобильная ПУ показала скорость 48 км/час на пересеченной местности и 97 км/час по шоссе. Однако в 1991 году президент Джордж Буш (старший) объявил о прекращении работ по мобильной ПУ — продолжили создавать лишь «шахтный» вариант. Начальной оперативной готовности «Миджетмен» должен был достичь в 1997 году (первоначально — 1992 год), однако в январе 1992-го программу «Миджетмен» закрыли окончательно. Единственную ПУ ПГРК «Миджетмен» передали на бывшую ВВБ «Райт—Паттерсон» — для расположенного там Национального музея ВВС США (Детройт, шт. Огайо), где она находится и сейчас.

А.Д.Надирадзе

Попытки решить проблему мобильности существующих наземных РК предпринимались и в СССР. Начали с регулярных выездов Р-12 на заранее выверенные полевые позиции. Но использовавшиеся в жидкостных ракетах весьма агрессивные компоненты топлива делали такие выезды весьма опасными, а главное - очень сложными технологически - ведь жидкостную ракету должны были сопровождать специальные агрегаты - топливозаправщики, тягачи и т.д. Иногда такая колонна растягивалась на километры. Кстати, в Советском Союзе значительно позднее тоже создавали своего «карлика» — 21 июня 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым МИТу поручалось создать ПГРК «Курьер» (RSS-40 /SS-X-26) с малогабаритной МБР. Инициатива его разработки принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. Но в рамках Договора СНВ-1: дальнейшие работы по «Курьеру», как и по «Миджетмену» были прекращены.

МБР РТ-20

Но вернемся по времени немного назад. Разработка подвижного грунтового ракетного комплекса, оснащенного межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), началась в ОКБ-586 (КБ "Южное" - г.Днепропетровск) в 1964 году. Первый вариант МБР РТ-20 (8К99 - SS-X-15 - Scrooge) представлял из себя трехступенчатую твердотопливную ракету. Позднее, на основании постановления СМ СССР от 24 августа 1965 г. ОКБ-586 М.К. Янгеля была предложена «гибридная» ракета РТ-20П на подвижной гусеничной самоходной установке на базе танка Т-10М (обьект 821). "Гибридная", так как первая ступень у нее была оснащенной твердотопливным ракетным двигателем (ТРД), и вторая - жидкостным (ЖРД). Такое решение было принято вследствие того, что ракетная установка на базе танка Т-10М не могла транспортировать ракету массой более 30 т. Лётные испытания ракеты, начатые в октябре 1967 года в Плесецке (технический руководитель испытаний В.С.Будник) пошли неудачно: твердотопливный двигатель первой ступени оказался недостаточно надежным. Корпус двигателя 15Д15 прогорал во многих местах. И после проведения девяти пусков работы были приостановлены, а затем в октябре 1969 года после 12 пусков и вовсе прекращены, о чем вышло соответствующее постановление СМ СССР. Неудачным было и решение транспортировки ракеты РТ-20П в контейнере, установленном на танке. Опыты такой транспортировки с имитаторами компонентов жидкого топлива второй ступени показали образование небольших трещин на внутрибаковых перегородках-успокоителях жидкости. В тоже время впервые в мире был разработан минометный старт с выталкиванием ракеты из контейнера газами порохового аккумулятора давлением (ПАД). Впоследствии это было использовано на многих системах баллистических ракет как в ОКБ Янгеля, так и в других конструкторских бюро. Один из редчайших случаев - комплекс РТ-20П был показан на параде в Москве в октябре 1965 г., т.е. задолго до начала летных испытаний. Что называется - на испуг врагу.

ПУ ОТР повышенной дальности Темп-С

Значительно ближе к реальным возможностям техники шестидесятых годов были проработки по варианту твердотопливной МБР, проводившиеся во второй половине 60-х годов в НИИ-1 [позднее он получил название - Московский институт теплотехники. - Ред.] с использованием опыта поисковых проектно-конструкторских и экспериментальных работ, накопленного при успешном создании в 1965 году ракеты «Темп-С».

Однако, вышло так, что в 1965 году в результате реорганизации в промышленности после Октябрьского пленума ЦК КПСС вновь образованное Министерство оборонной промышленности (МОП) и НИИ-1 были фактически отстранены от разработки вооружения для РВСН, так как это министерство было предназначено для "обеспечения" сухопутных войск, а тему стратегических ракет для РВСН отдали организациям Министерства общего машиностроения. И тогда министр оборонной промышленности С.А.Зверев издает "самовольный" приказ от 15 апреля № 24 1965 г. которым поручил вверенным ему предприятиям во главе с НИИ-1 начать разработку под лозунгом «усовершенствованного» комплекса типа «Темп-С» — комплекс «Темп-СМ2» с межконтинентальной твердотопливной ракетой. В те годы, когда в составе МОП оставались предприятия-разработчики и производители твердого топлива, приказ министра предписывал не просто проектные изыскания, а изготовление и наземную отработку полноразмерных двигателей! Разработку топливных зарядов двух первых ступеней поручили НИИ-125, а III ступени — НИИ-6. Так фактически был дан старт разработке будущему «Темп-2С».


Вверху - Стратегический ракетный комплекс 15П699 с МБР РТ-20П (8К99).Внизу - Американский проект подвижного грунтового ракетного комплекса
для МБР MGM-134A «Midgetman» так и остался проектом
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:34 | Сообщение # 4
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline

«Миджетмен» в Национальном музее ВВС США
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:35 | Сообщение # 5
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline

МБР РТ-20
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:36 | Сообщение # 6
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline

Темп-С
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:36 | Сообщение # 7
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Вспоминает начальник отделения 6 — заместитель генерального конструктора Л.С. Соломонов:

«Началом видимо стоит считать события, которые происходили в истории развития института после 1965 года. Это был период, когда мы закончили создавать ракетный комплекс для сухопутных войск «Темп-С», который длительное время находился на боевом дежурстве и в ракетных войсках стратегического назначения, и сухопутных войсках. Это было большое инженерное достижение своего времени, это была реакция нашего военного мышления на появление в Европе американской группировки ракетных комплексов класса «Першинг». И вот, с появлением в составе наших вооруженных сил этой системы оружия стало ясно, что задачи, стоящие перед головной проектной организацией, это уже не только задачи создания ракеты, как летательного аппарата, это задачи создания целиком системы оружия в том виде, в котором она должна эффективно эксплуатироваться в войсках».

"На стратегическом направлении..."
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:36 | Сообщение # 8
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Для объективности попутно вспомним и ракету РТ-15 грунтового базирования (8К96), которая создавалась коллективами С.П.Королева и П.А.Тюрина, успешно прошла летные испытания и в 1968 г. была предъявлена для принятия на вооружение. Однако Министерство обороны, мотивируя необходимостью слишком большого количества самоходных шасси для обеспечения функционирования подвижного ракетного комплекса (?!!!), отказалось принять ее на вооружение. Ракета представляла собой 2-ю и 3-ю ступень РТ-2 и была рассчитана на дальность 2000-2500 км.

Работы по твердотопливной тематике проходили с большими трудностями. Так, например, в КБ "Южное" в период с 1966 по 1973 гг. неоднократно, по причинам высокой стоимости ракетного комплекса, отклонялись эскизные проекты ракет РТ-21 (15Ж41) с тремя вариантами базирования и РТ-22 (15Ж43) с железнодорожным и шахтным типом старта. Временные неудачи при летно-конструкторских испытаниях послужили поводом для остановки серийного изготовления и прекращения всех работ по ракетному комплексу РТ-20П с ракетой 8К99. Вся рабочая документация, проектно-методические и отчетные материалы КБ "Южное" были переданы Московскому институту теплотехники, разрабатывавшему в то время ракету "Темп-2С" (15Ж42) по аналогичным ТТТ. Неоднократно менялись требования и к ракетам РТ-23 (15Ж44 и 15Ж52), так и не принятым на вооружение, несмотря на проведение полного цикла отработки и летно-конструкторских испытаний с положительными результатами.[17]

Вообще, говорить об исключительно МИТовской заслуге в том, что "Темп-2С" "получился", не приходится. Заслуга Надирадзе, как и Королева, в умении организовать разработки, сконцентрировать достижения науки и технологий различных институтов и КБ, собрать все в единое целое.

 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:39 | Сообщение # 9
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Разработка

Одной из главных проблем при разработке комплекса была минимизация веса ракеты. Первые проработки показали, что обеспечение заданных характеристик достигалось при использовании трехступенчатой ракеты весом 32 тонны. Длина ракеты достигала 19 м, ее максимальный диаметр корпуса — 1,8 м. Ракета несла моноблочную головную часть на межконтинентальную дальность. Она была снабжена газовыми и аэродинамическими решетчатыми рулями и аэродинамическими решетчатыми стабилизаторами. Ракета должна была находиться в транспортно-пусковом контейнере, из которого могла стартовать с помощью порохового аккумулятора давления.



МАЗ-547А. Это позднейшая модификация шасси с колесной формулой 12х12.
На СПУ 15У67 третья ось была пассивной, хотя и поворотной.
К сожалению, реальных фотографий СПУ "Темпа-2С", обнаружить пока не удалось.
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:45 | Сообщение # 10
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
По результатам дальнейших проектных работ по комплексу из-за роста веса системы управления и некоторых других элементов ракеты стартовый вес возрос до 37 т, что потребовало провести работы по поиску более мощного шасси для СПУ.
Первоначально для самоходной пусковой установки комплекса в СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное шасси МАЗ-547 на базе семейства тяжелых колесных тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. В 1965 г. ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш), по заданию НИИ-1, совместно с другими организациями министерства обороной промышленности прорабатывал несколько вариантов гусеничных шасси СПУ для комплекса «Темп-С2М» на базе различных образцов бронетехники: четырехгусеничная СПУ на базе шасси танка «объект 432» (Т-64) и тягача «объект 429»; четырехгусеничная СПУ на базе шасси танка «объект 432» и ракетного танка «объект 775»; двухгусеничная СПУ на базе шасси СПУ ракетного комплекса РТ-20П; сочлененная СПУ на базе шасси танка «объект 432» и тягача «объект 429»; сочлененная СПУ — гусеничный тягач на базе шасси «объект 821» с колесным полуприцепом на базе шасси автомобиля МАЗ-537. В заключении ВНИИ-100 говорилось, что создание гусеничного шасси с заданными параметрами при ограничении веса СПУ 65 тоннами невозможно. Для дальнейших работ предлагалось четырехгусеничное шасси с полным весом около 70 тонн. Для проведения работ, связанных с отработкой ракетного комплекса, первоначально было рекомендовано для экономии времени создать макетный образец СПУ на базе двухгусеничного «объекта 821».

"На стратегическом направлении..."

 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:46 | Сообщение # 11
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:47 | Сообщение # 12
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline

На приведенных здесь кадрах из фильма показаны испытания "объекта 825", гусеничного тягача того же типа, что и упоминаемый "объект 821".
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:48 | Сообщение # 13
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
Официально разработка «Темп-2С» началась после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1966 г. № 185-60, по которому была задана разработка эскизных проектов ракет «Темп-2С» (головной разработчик комплекса - Московский институт теплотехники - МИТ) и «Гном» (КБМ, г. Коломна) для стационарных шахтных и подвижных комплексов. После выпуска эскизных проектов в конце 1966 г. намечалось их совместное рассмотрение вместе с результатами проработки твердотопливного варианта ракеты РТ-20 (КБ "Южное").

При разработке межконтинентальной ракеты потребовалось применение совершенно новых технических решений, резко отличных от принятых при разработке оперативно-тактической «Темп-С». Дело в том, что межконтинентальная ракета с уже отработанными конструктивно-схемными решениями, применяемыми материалами и топливами весила бы не менее 50 тонн, что исключало ее размещение на мобильной пусковой установке. Для обеспечения приемлемого стартового веса нужно было примерно в полтора раза снизить относительную массу конструкции и поднять удельный импульс двигательных установок на 15-20%, то есть добиться прироста совершенства, достигнутого, например, в период перехода от двигателей «катюш» к двигательным установкам оперативно-тактических ракет.

Эскизный проект «Темп-2С» был рассмотрен на заседании межведомственной экспертной комиссии, состоявшемся на территории НИИ-1. Согласно принятому на этом заседании решению, работы по программе «Темп-2С» были продолжены.
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:48 | Сообщение # 14
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
КООПЕРАЦИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ
Наименование систем Организация Руководители
Ракета, ракетный комплекс Московский институт теплотехники Александр Давидович Надирадзе, Борис Николаевич Лагутин
Изготовление ракеты Воткинский машиностроительный завод (Удмуртия) Владимир Геннадиевич Садовников, Александр Иванович Пальянов
Система управления НПО автоматики и приборостроения (Москва) Владимир Лаврентьевич Лапыгин,
Пилюгин Н.А.
Система прицеливания Киевский завод «Арсенал» Серафим Платонович Парняков
Рулевые гидроприводы ракеты, гидроприводы пусковой установки ЦНИИ автоматики и гидравлики (Москва)
Семиосное колесное шасси СКБ МАЗ,
Минский завод колесных тягачей Борис Львович Шапошников
Двигатель шасси Ярославский моторный завод
Пусковая установка ОКБ ПО «Баррикады» главный конструктор Сергеев Г.И.
Системы электропитания и электроснабжения ГОКБ «Прожектор» главный конструктор Окунев В.А.
Топливные заряды Люберецкое НПО «Союз» главный конструктор Жуков Б.П.

Таблица из статьи Н. Троицкого «С "Темпом" - к "Тополю-М"!»,
"Военно-промышленный курьер", №35 (151) 13 - 19 сентября 2006 года, с моими дополнениями [Ред.]
 
nikozavrДата: Вторник, 27.09.2011, 08:49 | Сообщение # 15
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Награды: 4
Репутация: 40
Статус: Offline
 
Военная ипотека форум » Обо всем на свете (бщение не связанное с НИС) » Боевая техника » РВСН. SS-16 "Sinner" РС-14 «Темп-2С» (15Ж42) (Подвижный грунтовой ракетный комплекс 15П642 «Темп-2С»)
Страница 1 из 212»
Поиск: