Главная » Статьи » Военная аналитика |
Тайны блицкрига Сердюкова Почему военная реформа удалась только гражданскому министру В.В. Шлыков – председатель
Комиссии Общественного совета при Министерстве обороны РФ по политике
безопасности и экспертизе военного законодательства, профессор Государственного
университета – Высшей школы экономики. 1 декабря Человеку, не следившему внимательно
за тем, что происходило в армии в истекшем году, трудно принять на веру слова
министра. Ведь еще год назад сообщалось, что доля боеготовых частей составляет
всего 17 %, но даже и им на приведение в состояние «к бою» требуется не менее
суток. В обращении к Федеральному собранию в Принципиальное решение о
формировании частей постоянной готовности, способных в кратчайшие сроки
приступать к ведению боевых действий, было принято после первой чеченской
войны. Над его выполнением бились все министры, начиная с Павла Грачёва и
кончая Сергеем Ивановым. Каждый докладывал об успехах, но к лету РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ 14 октября Затем Сердюков назвал еще более
внушительные цифры сокращения числа воинских частей. Так, имевшиеся в
Сухопутных войсках 1 980 частей предстояло сократить до 172, т. е. Более чем в
11 раз, в ВВС из 340 частей оставить 180, в ВМФ вместо 240 частей сохранить
123. Были объявлено о поистине драконовских сокращениях в рядах старших
офицеров (от майора до полковника). Если количество генералов сокращалось
сравнительно незначительно – с 1 107 до 886, то из 25 665 полковников
намечалось оставить только 9 114, а число майоров урезалось фактически вчетверо
– с 99 550 до 25 000. Что касается подполковников, то цифры этих сокращений
Сердюков называть не стал – возможно, из нежелания шокировать слушателей, ибо
простые подсчеты показывают, что именно их постигла наибольшая «оптимизация» –
с 88 678 до 15 000, т. е. почти в шесть раз. Всего под увольнение попадали
около 165 тысяч старших офицеров. Впрочем, не остались забытыми и капитаны,
количество которых сокращалось с 90 до 40 тысяч. В выигрыше оказались лишь
лейтенанты и старшие лейтенанты, которых станет 60 тысяч вместо имеющихся 50 тысяч. Сердюков сравнил иерархию званий
с яйцом, которое имеет утолщение в середине, за счет непропорционально большого
числа старших офицеров. Министр пообещал придать этому абсурдному, по его
мнению, соотношению старших и младших офицеров форму «стройной и выверенной»
пирамиды. В случае реализации данного плана наверху пирамиды будут находиться
лишь 10 тысяч генералов и полковников, а основание образуют 100 тысяч младших
офицеров (40 тысяч капитанов и 60 тысяч лейтенантов). В середине пирамиды
останутся 40 тысяч майоров и подполковников. Решено также в 2,5 раза сократить
находящиеся в Москве структуры военного управления. На 11 сентября Предпринятое Сердюковым
сокращение офицерского корпуса более чем вдвое на первый взгляд резко
контрастирует с политикой его предшественников. Все они твердили о необходимости
всемерного сохранения офицерских кадров. Крупные сокращения в российских
Вооруженных силах (с 2,8 миллиона человек в Для решения проблемы нехватки
младших офицеров 25 ноября В попытке остановить исход
офицеров из армии, президент страны указом № 1237 от 16 сентября Помимо повышения должностных
окладов и сокращения сроков выслуги лет при получении очередного звания,
руководство Минобороны продолжало наращивать выпуск лейтенантов военными
вузами. В О том, насколько неожиданным для
армии и общества стало объявленное Анатолием Сердюковым радикальное сокращение,
свидетельствует и такой факт: 8 сентября На самом деле попытки критиков
Сердюкова представить его беспощадным гонителем офицеров, в то время как его
предшественники якобы пытались их сберечь и заинтересовать военной службой,
сугубо лицемерны. В действительности они уволили или вытолкнули из армии в
несколько раз больше офицеров, чем Сердюков пока лишь собирается сократить. Да,
ни Павел Грачёв, ни Игорь Сергеев, ни Сергей Иванов никогда не говорили о
необходимости сокращения офицерского корпуса. Но вольно или невольно они
сделали многое для того, чтобы избавиться от как можно большего числа офицеров. Во-первых, в Во-вторых, заметно расширился
перечень законных оснований для досрочного увольнения. В-третьих, созданы стимулы,
побуждавшие «добровольно» покидать армию. Во многих частях практически
прекратилась боевая подготовка (учения, полеты авиации, выход кораблей в море),
что делало военную службу во многом бессмысленной. Однако главным стимулом для
ухода стали начавшиеся в середине 1990-х гг. систематические невыплаты
денежного содержания. Приходится напоминать об этом
периоде, так как вопрос о сокращении офицерского корпуса отодвинул в глазах
армии, общества и СМИ на задний план остальные, на самом деле гораздо более
важные пункты программы Сердюкова. Наиболее радикальным из них
является решение о том, что Вооруженные силы в ближайшем будущем будут состоять
только из частей постоянной готовности, то есть полностью укомплектованных
личным составом и способных в течение часа-двух вступить в бой. Для этого
ликвидируются так называемые кадрированные дивизии и части неполного состава. По словам Сердюкова, некоторые
части состоят, например, из 500 офицеров и роты (сотни) солдат. Подобное
положение вещей объясняется системой отмобилизования Российской армии, которая
в неизменном виде сохранилась со времен СССР. Тогда армия готовилась к
длительной крупномасштабной войне, где решающая роль отводилась резервам. Так,
примерно из 200 дивизий Сухопутных войск Советской армии лишь около 50 дивизий
так называемой «категории (штата) А» были полностью укомплектованы личным
составом и вооружением и были готовы вступить в бой через несколько часов после
получения приказа. Следующим 50 дивизиям («категория Б») нужно было несколько
суток для доукомплектования мобилизованными солдатами и офицерами. Еще 50
дивизям («категория В») требовалось для приведения их в боеготовность уже около
двух недель. Наконец, оставшиеся 50 дивизий «категории Г» отмобилизовывались в
течение месяца. Типичная кадрированная дивизия насчитывала примерно тысячу
человек личного состава, в основном офицеров и прапорщиков, на попечении
которых находилось в состоянии консервации несколько тысяч единиц тяжелой
боевой техники. Несмотря на значительное
сокращение их численности, российские Сухопутные войска по своей организации
оставались полной, хотя и заметно деградировавшей копией советских войск. По
данным главнокомандующего Сухопутными войсками генерала Владимира Болдырева, в Теперь от советской организации
не остается фактически ничего. Реформа не ограничивается роспуском
кадрированных дивизий и частей неполного состава. Упраздняются армии, корпуса,
дивизии и полки. Остаются только полностью укомплектованные бригады. По
аналогичной схеме реорганизуются авиация и флот. К примеру, в ВВС упраздняются
армии, корпуса, дивизии и полки, вместо которых создаются авиационные базы,
состоящие из эскадрилий. За счет сокращения более чем на
200 тысяч офицеров и прапорщиков в войсках возрастает доля рядовых и сержантов,
то есть боевых штыков. На 1 января Меняется и вертикаль управления
войсками. Прежняя четырехзвенная структура военный округ – армия – дивизия –
полк заменяется на новую трехзвенную: военный округ (он же
оперативно-стратегическое командование) – оперативное командование – бригада. В том же выступлении 14 октября
Сердюков объявил и о радикальной реформе системы высшего военного образования.
В соответствии с решением президента РФ от 21 июля Наконец, до конца Мероприятия по приданию
Вооруженным силам «нового облика» подверглись острой критике в СМИ и вызвали
глухое недовольство в военной среде. Но всего год спустя после их начала можно
утверждать, что основные цели, намеченные Сердюковым, достигнуты. Все три вида Вооруженных сил –
Сухопутные войска, ВВС и ВМФ – полностью сменили организационно-штатную
структуру. Исчезли армии, корпуса, дивизии и полки. Их место заняли бригады и
авиабазы. В Сухопутных войсках к 1 декабря Сокращен и мобилизационный резерв
Сухопутных войск. Вместо сотен частей неполного состава создаются 60 баз хранения
военной техники, на основе которых за счет резервистов будут развертываться
новые бригады в случае войны или мобилизации. С 1 декабря фактом истории
становится и прежняя структура военной авиации. На месте армий, корпусов и
дивизий созданы 33 авиационные базы трех категорий, самые крупные из которых
насчитывают от 5 до 10 эскадрилий. Вместо имевшихся по штату 68 тысяч офицеров
в ВВС останутся 38 тысяч. При этом численность летающих летчиков, именуемых
летно-подъемным составом, сократится с 12 до 7 тысяч. Сформировано 13 бригад
военно-космической обороны. Как показали военные маневры
«Осень-2009» (учения «Ладога-2009» и «Запад-2009»), близится к завершению и
создание новой, трехвидовой системы управления (округ –
оперативно-стратегическое командование – бригада). Предназначение новой системы
управления состоит в том, чтобы в случае войны оперативно-стратегические
командования были способны без доукомплектования подчиненных войск приступить к
боевым действиям в течение одного-двух часов после получения соответствующего
приказа. В этом случае в оперативное подчинение командований переходят войска
не только самого военного округа, являющегося структурой Сухопутных войск, но и
других силовых ведомств, а также части ВВС и ВМФ, административно подчиненные командованию
собственных видов Вооруженных сил. В ходе реформы заметно возрастает
роль военных округов. Например, в подчинение командующих округами переходят
инженерно-саперные бригады, подчинявшиеся ранее начальнику Инженерных войск, а
также арсеналы Главного ракетно-артиллерийского управления. Сделаны первые заметные шаги по
реформе военного образования. 15 июля Впервые за почти 100 лет (со
времени роспуска царской армии в СЕКРЕТ УСПЕХА Почему же Анатолий Сердюков смог
сделать то, что никак не получалось у его предшественников? Ведь большинство
решенных им задач ставили перед собой и другие министры обороны еще с советских
времен. В частности, переход к бригадной организационно-штатной структуре
предусматривался еще в проекте военной реформы, подписанном Дмитрием Язовым 19
октября Конечно, важнейшую роль сыграли
личные качества министра Сердюкова, и прежде всего его незаурядные менеджерские
способности. В короткие сроки он разобрался в новой для себя области, принял
необходимые, на его взгляд, решения и, не тратя времени на излюбленные его
предшественниками эксперименты, добился выполнения принятых решений. Однако главная причина
достигнутого в рекордно короткий срок радикального обновления армии носит, по
моему убеждению, все же объективный характер и не связана напрямую с личными
качествами главы военного ведомства. Она состоит в том, что Анатолий Сердюков –
первый по-настоящему гражданский министр обороны России. Объясню этот свой
вывод подробнее, ибо для большинства читателей он, скорее всего, будет
неожиданным. В Мое убеждение в необходимости создания сильного гражданского Министерства обороны не было данью демократической моде, на волне которой расцвела «маниловщина» по поводу гражданского контроля над армией. Я исходил из прагматичных соображений. В течение многолетней службы в Главном разведывательном управлении Генерального штаба мне довелось подробно заниматься изучением армий иностранных государств и, естественно, их высших органов военного управления. В частности, история создания Министерства обороны США укрепила меня в мысли, что отсутствие гражданского Минобороны в СССР добром для страны не кончится. продолжение следует... | |
Просмотров: 24100 | Комментарии: 60 | Рейтинг: 2.4/30 |
Всего комментариев: 57 | 1 2 3 4 5 6 » | |||||||||
| ||||||||||
1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-53 | ||||||||||