Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации - Военная аналитика - Каталог статей про военную ипотеку - Военная ипотека
Воскресенье, 11.12.2016, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Военная аналитика

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации

Реформа Вооружённых сил Российской Федерации 2008—2009 годов — комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный 14 октября 2008 года на заседании военной коллегии Министерства обороны.

Основные направления реформы

Структурные изменения

Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «оперативное командование» — «бригада».

Численность воинских частей планируется сократить согласно следующей таблице 1:

Вид ВС 2008 год 2012 год Степень сокращения
Сухопутные войска 1890 172 90 %
Военно-воздушные силы 340 180 48 %
Военно-морской флот 240 123 49 %
РВСН 12 8 33 %
Космические войска 7 6 15 %
Воздушно-десантные войска 6 5 17 %

Сокращение

Существенной частью реформы станет сокращение численности вооружённых сил, которая в настоящее время составляет около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений придётся на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Сокращения по категориям военнослужащих представлена в таблице 2:

Категория военнослужащих 2008 год 2012 год Степень сокращения
Генерал 1107 886 20 %
Полковник 25665 9114 65 %
Майор 99550 25000 75 %
Капитан 90000 40000 54 %
Прапорщик/Мичман 140000 0 100 %

В декабре 2009 года структура нашей армии преобразилась

Обновление Российской армии завершено. В декабре министр обороны доложил Верховному главнокомандующему об организационно-штатном перестроении войск и их готовности выполнять боевые задачи в новом составе. Масштабные перемены в Вооруженных силах помогли создать ударные кулаки на всем протяжении границы - от Камчатки до Калининграда. Общая задача в том, чтобы каждый военный округ стал самостоятельной боевой единицей. Со своими сухопутными и авиационными частями, разведывательной и ракетной бригадами. Войсковые разведбаты будут добывать сведения для частей постоянной готовности, а окружные разведчики- для штабов повыше. Опасные рейды по вражеским тылам отчасти заменит продвинутая техника.

Все войсковые части Вооруженных Сил РФ с 1 декабря 2009 г. укомплектованы по штатам военного времени, то есть "находятся в полной боевой готовности", «это обусловлено формированием нового облика Вооруженных сил России», которое «находится сейчас на завершающем этапе». Ранее только 15—17% от общей численности вооруженных сил «составляли части полной боевой готовности»

Военные утверждают, что главные оргштатные мероприятия уже закончены или близятся к завершению. Мы насчитали по меньшей мере шесть крупных изменений в Вооруженных силах.

1. На многих участках границы - от Камчатки до Калининграда, как и во внутренних округах, созданы ударные войсковые группировки. Главная роль здесь отводится бригадам постоянной готовности и десантным дивизиям. В Сухопутных войсках вместо шести соединений "первого удара" сформировали 85 общевойсковых, ракетных, артиллерийских и штурмовых частей, а также бригады связи, радиоэлектронной борьбы и инженерного обеспечения. Эти подразделения укомплектовали солдатами и офицерами по штатам военного времени - на 95-100 процентов вместо прежних 80. Бригады обеспечили исправной техникой, снабдили боеприпасами и топливом.

2. В трех военных округах впервые появились отдельные десантно-штурмовые бригады. В ближайшие месяцы их число доведут до шести. Солдаты и офицеры там носят тельняшки и голубые береты, но подчиняются не главному десантнику страны Владимиру Шаманову, а местному военачальнику.

По аналогии с ВДВ, которые считаются мобильным резервом президента, окружным десантникам уготована роль подвижного резерва командующего. Случись что в регионе, эти части первыми перебросят в опасную зону или двинут на поддержку мотострелкам. Для большей мобильности штурмовым бригадам хотят передать вертолетные полки - по одному на каждую часть. 60 "собственных" вертолетов превратят окружную десантуру в довольно грозную силу.

3. Армейскую авиацию собираются переподчинить Сухопутным войскам. Логика такого решения понятна. Вертолетчики всегда действовали в интересах пехоты и танкистов, но для привлечения вертолетов к бою общевойсковым командирам требовался приказ из штаба ВВС. Теперь взаимодействие "неба и земли" может упроститься. А еще генералам станет легче перебрасывать сухопутные и десантные подразделения с места на место. Вертолеты огневой поддержки Ми-24 и "Ночные охотники" Ми-28Н обеспечат воздушную поддержку бригад на всех этапах обороны и наступления.

4. В округах приступили к формированию отдельных разведбригад. Сбор информации о противнике, таким образом, становится еще более многоуровневым. Войсковые разведбаты будут добывать сведения для частей постоянной готовности, а окружные разведчики - для штабов повыше. Опасные рейды по вражеским тылам отчасти заменит продвинутая техника, в т.ч. беспилотники. С их помощью командиры смогут узнать, что творится в 25-100 км от переднего края. Генералы надеются, что со временем эта зона расширится до 500 км. Ну а "взгляд за горизонт" Генштабу и командующим округами обеспечат дальние беспилотники ВВС.

5. Каждый военный округ получает собственную ракетную бригаду. Такие части с комплексами "Точка-У" есть в некоторых регионах и сейчас. Но войска наконец-то начали перевооружать оперативно-тактическим комплексом "Искандер-М" с дальностью до 500 км.

В новой ракетной бригаде будет несколько дивизионов по четыре пусковых установки в каждом. Первую такую часть оснастят "Искандерами" до конца года. В ее боекомплект включат не только баллистические, но и крылатые ракеты. Комплекс может стрелять как обычными, так и ядерными боеприпасами.

6. В ВВС завершается переход с дивизионно-полковой структуры на базовую. К декабрю 2009 г. в военной авиации появится более полусотни баз.

Они создаются путем объединения авиадивизий и авиаполков с авиационно-техническими базами и отдельными батальонами связи и радиотехнического обеспечения. При этом сокращается количество воинских частей и численность управленческого состава.

Авиабазы будут трех категорий. Первый номер присваивают самым многочисленным частям - где есть от 5 до 10 эскадрилий. Их "рассаживают" по регионам, в которых сухопутные бригады особенно нуждаются в воздушной поддержке, и где при форс-мажорных обстоятельствах наверняка развернутся интенсивные небесные баталии. У баз второй и третьей категорий боевой состав поменьше, и задачи они будут решать поскромнее.

Венцом всех армейских перемен станет Указ Президента РФ о создании на базе военных округов оперативно-стратегических командований. В минобороны говорят, что проект документа готов и, скорее всего, будет подписан до конца 2009 года.

Оперативно-стратегические командования сформируют, чтобы главный в округе военачальник смог в четко оговоренные периоды распоряжаться всеми находящимися на его территории войсками и силами. Например, когда возникла угроза войны и идет отмобилизование резервистов. Или когда в регионе готовятся к крупным маневрам с участием различных силовых ведомств.

На базе военных округов создаются оперативно-стратегические командования, обеспечивающие централизацию управления на стратегических направлениях.

До конца 2009 года в России создадут шесть оперативно-стратегических командований.

Например, будет создано Северо-Западное стратегическое направление, после указа Президента РФ оперативное использование частей Ленинградского военного округа, Северного флота, армия ВВС и ПВО, Внутренние войска МВД передадут в ведение командующего ЛВО.

Скажем, на время "Ч" огромная территория от нашей границы с Белоруссией до Баренцева моря войдет в командование на Северо-Западном стратегическом направлении. Все части Ленинградского военного округа, Северного и Балтийского флотов, армия ВВС и ПВО и даже Внутренние войска МВД на этот период подчинят командующему ЛенВО. Но в обычных условиях они как замыкались, так и будут замыкаться на свои главкоматы.

Пожалуй, единственным исключением станет применение стратегических ядерных сил. Передавать управление ими из Москвы в регионы не планируется.


Военное ведомство откроет свои телестудии и новые газеты

Обновление Вооруженных сил коснулось и информструктур минобороны. Для работы со СМИ в военном ведомстве сейчас формируют по новой схеме управление пресс-службы и информации.

Занимается этим бывший пресс-секретарь министра Алексей Кузнецов. Официальным руководителем всей армейской информации он еще не стал - пока назначен ВРИД начальника управления. В подвешенном состоянии и многие его подчиненные. Чисто офицерских должностей в новой структуре нет. Восемь ключевых постов, в том числе начальника управления, обозначены "звездочкой". То есть туда могут поставить как военного, так и гражданского специалиста. А более 20 должностей со статусом федеральных государственных гражданских служащих отданы под штатские кадры.

Организационно управление будет состоять из трех подразделений. Первое станет отвечать за работу с российскими и зарубежными СМИ. Второе - заниматься мониторингом и анализом всего, что пишется и снимается о Вооруженных силах. Кроме того, сформируют центр информационного обеспечения видов и родов войск, а также Тыла Вооруженных сил.

До последнего времени эти функции выполняли "видовые" пресс-службы. Они напрямую подчинялись главкомам и командующим, были структурными подразделениями главкоматов и штабов. По новой схеме службы преобразуются в отделы информационного центра и подчиняются управлению минобороны. Начальники отделов останутся пресс-секретарями главкомов и командующих.

Переселять "видовиков" под министерскую крышу не собираются, но фактически речь идет о серьезной централизации всей информационной работы военного ведомства. Косвенное свидетельство тому - прямое подчинение нового управления министру обороны.

А что произойдет в войсках? Новую схему информационной работы в округах и на флотах Анатолий Сердюков одобрил, однако она еще не обрела форму директивы Генштаба. Поэтому говорить о подробностях информационных перемен на региональном уровне можно лишь с определенной долей уверенности. Пресс-службы в военных округах и на флотах сохранятся, хотя могут поменять название. Работать там будут как гражданские, так и военные люди. Причем их количество в различных местах будет разным. Все зависит от статуса округа-флота и количества там воинских частей. Например, для работы с представителями СМИ на Северном Кавказе планируется выделить больше людей, чем, скажем, в Ленинградском военном округе. В отличие от "верхнего эшелона" подчиняться такие структуры будут своим командующим.

Не отказывается армейское руководство и от ведомственных СМИ. Статс-секретарь-замминистра обороны Николай Панков уже заявлял, что в штат новых бригад постоянной готовности включены многотиражные газеты и стационарные типографии. Корреспонденту "РГ" военные пояснили, что печатать "Окопную правду" в каждом гарнизоне не станут, но крупные мотострелковые и танковые бригады обзаведутся собственными печатными изданиями. Некоторые газеты развернут с нуля, другие - на базе нынешних "дивизионок". В армии их осталось чуть больше десятка, практически все требуют серьезного технического переоснащения. Минобороны готово раскошелиться на войсковые СМИ, но вместо офицеров предлагает набрать туда гражданских журналистов.

Такая же кадровая перспектива ждет окружные и флотские газеты. Сначала поговаривали, что там оставят офицеров - ответственных редакторов. Но позже появилась информация, что им тоже придется снять погоны. А вот в центральном печатном органе минобороны - "Красной звезде" вместо 72 офицерских должностей будет всего 18. Они сохраняются за главным редактором, его замом - ответственным секретарем, редакторами ведущих отделов и корреспондентами, пишущими о боевой учебе.

Пока единственным поставщиком профессиональных военных журналистов является специальный факультет Московского Военного университета. Однако в этом году набор туда не проводили. Ходят упорные слухи, что нескольким десяткам оставшихся в университете курсантов-журналистов по выпуску предложат снять погоны и работать в армейской прессе гражданскими репортерами. Информировать военнослужащих о важных событиях помимо газет станут штатные теле- и радиостудии минобороны. По словам Николая Панкова, они появятся в каждом военном округе и на флоте. В перспективе во всех воинских частях хотят развернуть абонентские пункты Интернета. Но Панков дал понять, что дело это дорогостоящее и не быстрое.


Будущее армейской авиации

Армейская авиация будет передана из ВВС в состав Сухопутных войск (СВ). Авиация Сухопутных войск, или Армейская авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, а также радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и выполнения других задач. То есть фактически самолеты и вертолеты АА действуют непосредственно над полем боя, выполняя роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов». К Армейской авиации относятся также беспилотные летательные аппараты тактического и оперативно-тактического звена.
Во многих странах мира АА входит в состав сухопутных войск и имеет свойственную им структуру.
Армейская авиация оставалась в составе Сухопутных войск до 2003 года, в последствии  этот род войск был передан ВВС. Это было вызвано тем, что в Сухопутных войсках Аармейская авиация финансировалась по остаточному принципу ? денег не хватало даже на текущий ремонт техники. Не лучше дело обстоит с Армейской авиацией и в составе ВВС.
Основным больным вопросом Армейской авиации остается исправность авиатехники.  Она в целом составляет 42?45%, а в Северо-Кавказском военном округе ? 60?65%. Между тем положение с техникой в последние годы стало постепенно выправляться.

В сложившихся условиях можно подумать о возвращении авиации сухопутчикам. Между тем существует ряд возражений. Некоторые специалисты полагают, что очередная передача окончательно добьет «задерганный» реорганизациями род войск. Они предлагают оставить АА в составе ВВС, одновременно приложив усилия к совершенствованию взаимодействия между наземными и воздушными подразделениями. Для этого предлагается организовать подготовку авианаводчиков из сухопутных офицеров на базе авиационных учебных заведений, поскольку такой наводчик должен досконально представлять себе как организацию общевойскового боя, так и особенности применения авиации, включая характеристики летательных аппаратов и их средств поражения. Другие утверждают, что лишь сухопутчики полностью понимают особенности применения авиации на поле боя, когда вертолет рассматривается в общем контексте и наравне с танками, артиллерией и прочей боевой техникой СВ как аэромобильное средство огневой поддержки и поражения. Считается, что такой командир сможет наиболее выгодно вписать вертолет-штурмовик в общий замысел боя.
Обе точки зрения имеют как положительные, так и отрицательные стороны, однако советский опыт (в частности – войны в Афганистане) и опыт иностранных армий показывает, что АА предпочтительнее иметь в составе СВ, чем ВВС.
Однако прежде этот род войск следует насытить соответствующей выполняемым задачам современной техникой (до чего пока далеко, но работа в этом направлении ведется), включая беспилотные аппараты. Причем техника тактического звена поступит непосредственно в разведывательные батальоны бригад, а аппараты оперативного назначения (с дальностью от 100 км и более) или останутся в ВВС, или будут переданы АА.
На вторничной пресс-конференции Болдырев уточнил, что радиус действия беспилотных летательных аппаратов тактического звена составляет 25?100 километров. Такие характеристики предполагают их использование в бригадах, имеющих в своем составе разведывательные батальоны. Также генерал армии уточнил, что расстояние, на котором должны действовать БЛА Сухопутных войск, составляет до 500 километров, а дальние аппараты должны находиться в ведении ВВС. По его словам, в российских Сухопутных войсках есть стратегия развития беспилотных летательных аппаратов. В этом военным помогает база в Егорьевске, где идет создание отечественных дронов для разведки и других функций. Вместе с тем главнокомандующий признал, что у нас есть определенный технический разрыв с образцами БЛА других стран.


Реорганизация органов ВОСО

С 1 декабря 2009 года органы ВОСО переходят на новый штат.

С 1 декабря 2009 г. в некоторых аэропортах, ж/д вокзалах Вы можете не найти Управление или комендатуру ВОСО на видах транспорта. В "НОВОМ ОБЛИКЕ" ВОСО будут на 90 % состоять из гражданского персонала.


Ракетный пояс России

К 2017 году создадут новую ударную стратегическую группировку

До конца года новая межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 с разделяющейся головной частью поступит на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. Об этом заявил командующий РВСН Андрей Швайченко.

В первую очередь грозным комплексом перевооружат Тейковскую дивизию в Ивановской области. Она давно превратилась в объект повышенного внимания разведок всех стран. Дело в том, что соединение уже несколько лет оснащают подвижным грунтовым "Тополем-М". Один такой полк стоит на боевом дежурстве. Второй доведут до штатного состава в ближайшие пару месяцев. Усиление Тейковской дивизии многоголовой ракетой превратит ее действительно в грозную силу. А в Татищевском соединении под Саратовом полным ходом перевооружают "Тополем-М" шестой по счету полк. В 2010-м он также приступит к несению боевого дежурства.

Вместе с уже принятой на вооружение моноблочной ракетой РС-12М2 шахтного и мобильного базирования новые ракеты составят основу ударной группировки РВСН. Упор будет сделан на качественное преобразование с тем, чтобы к концу 2016 года комплексы с продленными сроками эксплуатации ограничивались 20 процентами, а новые достигли 80 процентов.

Тем временем стратегические ракетчики уже демонстрируют свою готовность эффективно воевать в обновленном виде. В только что закончившихся учениях Владимирской армии РВСН участвовали более 6 тысяч солдат и офицеров. Они отрабатывали, в общем-то, традиционный для "стратегов" сценарий. Сначала в штабах, на узлах связи и в несущих боевое дежурство расчетах объявили тревогу. Затем в поле вывели Йошкар-Олинскую дивизию. По легенде это соединение попало под массированный удар противника, и командирам надо было организовать ракетно-ядерный ответ своими "Тополями". Разумеется, реальных пусков никто не производил, дело ограничилось условной стрельбой. Но все равно получилось неплохо. Все действия наших "стратегов" пытаются круглосуточно отслеживать на Западе. А во время учений группировку спутников-шпионов обязательно наращивают. Однако, ракетчики давно научились скрытности. В ход идут не только современные маскировочные средства и радиоэлектронное подавление разведывательной аппаратуры, но и обычная смекалка. Например, колонные пути для проезда ракетных комплексов по возможности прокладывают в местах, где с воздуха и из космоса трудно распознать дорогу. А временные позиции всегда маскируют под естественный природный фон. Что это дает, можно судить по реальным и не столь давним событиям. Какой проблемой для американцев стала скрытность иранских ракет во время конфликта в зоне Персидского залива.

В августе в американских ВВС сформировали новую структуру - командование глобального удара. Тогда же появились сообщения, что переданные в его ведение стратегические бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты могут снарядить обычными боеприпасами. Этот шаг существенно подорвет международную безопасность.

Существующие средства обнаружения и предупреждения о ракетном нападении не позволяют различать, чем оснащена стартовавшая ракета - ядерным или обычным боезарядом.

 

Зачисление в распоряжение...

В связи с проводимыми в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации преобразованиями, наличием целого ряда проблем в области материального обеспечения увольняемых военнослужащих особую актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные с последствиями зачисления военнослужащих в распоряжение командира (начальника), а также с особенностями материального обеспечения названной категории военнослужащих.
Нахождение военнослужащих в распоряжении командиров (начальников) в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) является частным случаем прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.
Пунктом 4 ст. 42 названного федерального закона установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более 3 месяцев;
- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более 6 месяцев;
- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;
- прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 44 вышеназванного федерального закона;
- в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) производится в порядке, установленном ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) (с последующими изменениями).
Статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на 3 месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на 6 месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе, – до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца – до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного – до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещала военнослужащий-женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, – до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, – до его исключения.
Как указывалось выше, военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности установлены ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, приказом министра обороны РФ от 11 декабря 2004 г. № 410 «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (с последующими изменениями).
В качестве отдельных положений, определяющих порядок нахождения военнослужащих в распоряжении командиров (начальников), следует назвать следующие:
Пунктом 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы одним из условий, которые должны соблюдаться при назначении военнослужащих на воинские должности, названо следующее условие: «назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), должно производиться в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного федеральным законом и настоящим Положением.»
В соответствии с абз. 3 п. «а»
ч. 4 ст. 34 вышеназванного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и при отсутствии других оснований для увольнения при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 данного федерального закона и указанным Положением, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что военнослужащие, зачисленные в установленном порядке в распоряжение командира (начальника), обладают статусом военнослужащих.
Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Особенности правового статуса военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что названные военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях.
В данном контексте следует выделить следующие особенности правового статуса указанной категории военнослужащих:
1. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются должностные обязанности, определяемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных военнослужащему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом на военнослужащих, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), в полном объеме распространяются общие и специальные обязанности военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих определены ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Некоторые общие обязанности военнослужащих (возлагаемые вне зависимости от занимаемых воинских должностей) определены в других статьях Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Специальные обязанности военнослужащие исполняют при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 22 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и др.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей (привлечение к несению боевого дежурства (боевой службы), назначение в суточные и гарнизонные наряды, привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах).
При этом необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т.д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы.
Так, например, в соответствии со ст. 283 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных. В отдельных батальонах и им равных воинских частях разрешается назначать дежурным по воинской части командиров взводов, а также прапорщиков штаба и служб батальона. В приведенном случае категории военнослужащих, которые могут быть назначены дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к названным в ст. 283 Устава подразделениям полка.
2. В соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.
Военнослужащие, зачисленные в распоряжение, воинских должностей не занимают и поэтому не могут являться начальниками или подчиненными по служебному положению. Соответственно их статус «начальник – подчиненный» по отношению к другим военнослужащим должен определяться их воинским званием.
Статьей 36 Устава внутренней службы предусмотрено, что по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:
маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана
3 ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;
прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
с

Категория: Военная аналитика | Добавил: nikozavr (14.04.2010)
Просмотров: 4907 | Рейтинг: 3.5/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]