Звезды надежды - Военная аналитика - Каталог статей про военную ипотеку - Военная ипотека
Суббота, 03.12.2016, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Военная аналитика

Звезды надежды

Звезда надежды

01.04.10
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Юрий Дегтярный
ВМФ России из-за массового списания надводных кораблей и подводных лодок на металлолом в 90-е годы потерял больше кораблей, чем во Вторую мировую войну. Почему это происходило и в каком состоянии флот находится сейчас?

Не первоапрельская шутка

Агентство Интерфакс со ссылкой на источник в штабе Черноморского флота 1 апреля сообщило, что большой противолодочный корабль "Очаков" и дизельная подводная лодка Б-380 "Святой князь Георгий" готовятся к списанию, списание в перспективе также запланировано для БПК "Керчь", госпитального судна "Енисей", морского транспорта "Тургай", кабельного судна "Сетунь" и морского транспорта вооружения "Генерал Рябиков". По словам источника, корабли стары и морально устарели, а ремонтировать их не на что и некому: в 2010 году финансирование военного судоремонта Черноморского флота сокращено на треть и судоремонтные предприятия флота почти не загружены. С февраля текущего года персонал 13-го, 91-го судоремонтных заводов и предприятия по ремонту вооружений ЧФ сокращается почти вдвое. Поступление новых кораблей на ЧФ в 2010 году не планируется. После списания "Очакова" и "Керчи" на этом флоте останется только один корабль первого ранга - флагман, крейсер "Москва". Служит на ЧФ и другая "единственная" - его единственная боеспособная подводная лодка "Алроса".

Приватизация флота

По данным из открытых источников, за период перестройки только с 1991 по 1997 годы списаны и проданы на металлолом 629 боевых кораблей российского флота. Для сравнения: за период Второй мировой войны Советский Союз потерял 365 кораблей и подводных лодок. В стране шла повальная приватизация, армия и флот недополучали денег из госбюжета и фактически были предоставлены сами себе. В условиях новой российской демократии, которую многие трактовали как безнаказанность и вседозволенность, флотское командование использовало разные возможности для заработка. Само списание кораблей проводилось с грубыми нарушениями регламента.


Авианосец "Минск", списанный в 1993 году, продан Китаю и переделан в парк развлечений.
Во-первых, вывод корабля из состава ВМФ зачастую был необоснованным. Ярчайшие примеры - авианосцы "Минск" (срок службы - 15 лет, переоборудован в парк развлечений "Мир Минска" в городе Шэньчжэнь, КНР) и "Новороссийск" (срок службы - 11 лет). Списывались раньше разумных сроков и корабли с меньшим водоизмещением: например, БПК проекта 1134б "Ташкент", БПК проекта 1155 "Адмирал Захаров". Особенно сильно пострадал некогда грозный Тихоокеанский флот: за годы негласной кампании по списанию судов на металлолом ТОФ сократился на 136 кораблей, которые могли еще долго находиться в составе. Численность расформированных экипажей составила 15207 человек, из них 2266 офицеров.

Во-вторых, по сведениям некоторых военно-морских экспертов, в ряде случаев продажа единиц техники на металлолом велась по ценам ниже рыночных. К тому же фактическая сторона дела нередко расходилась с документацией. Порой доходило до смешного: по документам на один корабль продавались сразу несколько судов. Так, в 1994 году под видом МРЗК пр. 861 "Ильмень" продано девять десантных кораблей (БДК пр.1171 – 3, БДК пр.775 – 5, МДК пр.771 – 1), четыре сторожевых корабля (СКР пр.1135 - 1, СКР пр.159 – 3), три малых противолодочных корабля (МПК пр.1124 - 2, МПК пр.204 - 1), три морских тральщика (МТ пр.254 – 2, МТ пр.266 – 1), один МРК пр.1234, шесть подводных лодок: (ПЛ пр.641 – 3, пр.690 – 1, пр.629а – 1, пр.651 – 1), две плавбазы ПЛ (ПБ пр.1886) и два корабля специального назначения (ОИС пр.861). Общий тоннаж этой флотилии составил более 55 тысяч тонн.

 
Авианосец "Новороссийск" списан в 1993 году, не отслужив положенного срока.
Мало того, что флот лишался боевых кораблей - страна лишалась денег. По некоторым оценкам, с каждого крупного корабля Вооруженные силы теряли до нескольких сотен тысяч, а в ряде случаев и миллионов долларов.

В-третьих, ряд контрактов с покупателями военных судов "якобы на слом" включали в себя пункт, согласно которому в течение месяца после заключения сделки продавец был обязан раскрыть некоторые технические подробности проданных судов. Такие плавсредства продавались не "на иголки". Пример - морской сухогрузный транспорт "Аргут". Источник ЦВМП сообщил, что судно выведено из состава ТОФ в 1996 году (возраст – 6 лет) и продано по цене металлолома, но в 2005 году оно выполняло коммерческие рейсы под названием Afiya. Известен и порт приписки: Валлетта, Мальта, и собственник: AFIYA SHIPPING CO. LTD.

В 90-е годы военно-морскому флоты России (некогда второму по мощи и численности после ВМС США) был нанесен серьезный, практически непоправимый урон. По словам адмирала Валентина Селиванова, который в 90-е годы был начальником Главного штаба ВМФ, за этот период Россия потеряла до 85% надводных кораблей, подводных лодок и боевых самолетов.

Авангардное решение

В 1998 году ввиду экономических проблем, в очередной раз выпавших на долю нашей страны, карельский судостроительный завод "Авангард" был брошен на произвол судьбы. Вместе с предприятием в подвешенном состоянии оказались четыре недавно заложенных там минных тральщика проекта 12650. Строительство, естественно, финансировалось из госбюджета, но денег на завершение работ в казне не было.

По всем четырем кораблям было принято нестандартное решение. Один корабль, имеющий степень готовности 20%, утилизирован. Два корабля (степень готовности 40% и 60%) переданы коллективу завода вместо оплаты за выполненный объем работ. Корпуса этих кораблей так и остались стоять на территории "Авангарда". Судьба четвертого корабля, достроенного на 95%, определена не была – с ним решили подождать.

Чтобы не дать кораблю умереть на стапелях, руководство завода подало иск в арбитражный суд Петрозаводска "о признании военного корабля бесхозяйной вещью" с тем, чтобы его можно было беспрепятственно достроить и реализовать самим. Однако дать ход этому делу (по данным на 2009 год) не удалось.

Прощание с "Горшковым"

 
Авианосец "Адмирал Горшков" сейчас проходит модернизацию, чтобы поступить на службу ВМС Индии.
Страна теряет десятки малых кораблей, СМИ пишут о потере "Адмирала Горшкова". Строительство тяжелого атомного ракетного крейсера началось в декабре 1978 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. В марте 1982 года авианосец спустили на воду, а в декабре 1987 года он вошел в боевой состав Военно-морского флота СССР. Предполагалось, что на авианосце будут базироваться самолеты вертикального взлета (СВВП). Но во время летно-технических испытаний СВВП Як-141 одна из новых машин потерпела аварию, и, хотя летчик-испытатель благополучно катапультировался, тему вертикального взлета в России закрыли. "Адмирал Горшков" остался не у дел.

В феврале 1992 года крейсер поставили к причалу судоремонтного завода "Севморпуть" в Мурманске для ремонта. В 1996 году стало ясно: отремонтирован ТАКР не будет. От судьбы других кораблей, списанных на металлолом, "Адмирала Горшкова" уберегла Индия. В отличие от России, эта страна нуждается в авианосце. Переговоры о покупке нашего корабля индийскими ВМС шли долго. В марте 2010 года премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Владимир Путин разобрались наконец с доставившим массу хлопот контрактом 2004 года о поставке в Индию переоборудованного российского авианосца "Адмирал Горшков". В этом вопросе между Нью-Дели и Москвой существовали разногласия, потому что цена за переоборудование корабля подскочила с первоначального 1 миллиарда долларов до 2 с лишним миллиардов. Но Индии важно получить корабль до того, как свой первый авианосец спустит на воду Китай. Поэтому Нью-Дели согласился заплатить Москве те 2,34 миллиарда долларов, которые он, согласно российским заявлениям, был ей должен. В итоге "Адмирал Горшков" в скором времени получит новое имя Vikramaditya и станет бороздить океан под индийским флагом.

Западные ценности

 
Авианосец ВМС США Lexington пробыл в строю 40 лет и сегодня является музеем.
Принципиально иной подход к судьбе военных кораблей у США. Так, удачная конструкция авианосцев класса Essex позволила в послевоенные годы провести модернизацию, благодаря которой многие из них прослужили по 40 лет, причем последний - Lexington - выведен из боевого состава флота США только в 1991 году (всего за два года до списания нашего "Новороссийска", построенного в 1982 году). К тому же это единственные в мире тяжелые авианосцы периода Второй мировой, которые по сей день сохраняются в качестве музеев и мемориалов.

23 января 2010 года Военно-морские силы США списали атомную субмарину Los Angeles, принятую на вооружение в 1976 году. Изначально планировалось, что Los Angeles прослужит в составе ВМС 30 лет. Но в начале 2000-х годов было принято решение о продлении срока эксплуатации лодок класса. На всех субмаринах класса Los Angeles – самом массовом проекте АПЛ в мире - назначены работы по ремонту и модернизации. Об этом стало известно в середине ноября 2009 года, когда американская корпорация Northrop Grumman получила от ВМС США 635 миллионов долларов на техническое обслуживание АПЛ класса Los Angeles и Sea Wolf.

В море почти не осталось "Акул"

С нашими же подводными лодками дела обстоят хуже. В сентябре прошлого года Росатом объявил о разработке программы утилизации АПЛ на период до 2015 года. Эта программа предусматривает утилизацию 191 из 198 АПЛ, выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного технологического обслуживания. Сейчас в России действует программа по утилизации АПЛ "Глобальное партнерство". Она должна завершиться в 2012 году. В рамках этой программы два российских предприятия – дальневосточная "Звезда" и северодвинская "Звездочка" - проводят утилизацию списанных АПЛ на средства, предоставленные США, Канадой, Японией и странами Западной Европы.

Кроме того, недавно завод "Звезда" завершил реализацию российско-японской программы утилизации пяти атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота России. Разрезаны АПЛ класса "Виктор-3", договор о демонтаже которых подписали правительства России и Японии в ноябре 2005 года. Финансированием работ занималась японская сторона, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона (а заодно и в скорейшем уничтожении наших подлодок). Остается вопрос, почему эта программа по утилизации былой военной мощи нашей страны называлась "Звезда надежды"?

 
Атомная подводная лодка пр.941 "Акула" - самая большая военная субмарина в мире.
Нельзя не вспомнить и о стратегических подводных лодках проекта 941 "Акула". Часть из них была списана в 1995 году после расформирования 18-й дивизии, которая базировалась в Гремихе. Тогда некогда мощная военно-морская база, куда была приписана 11-я флотилия подводных лодок, превратилась в "базу отстоя" (ее так и называли официально), где оказались брошены 40 списанных лодок. На них несли службу технические экипажи по 10 человек, которые следили за тем, чтобы лодки не утонули у пирса. Средств на конвертацию АПЛ не было. Кстати, подлодка К-159, затонувшая по дороге на завод для утилизации, была именно с этой базы. В конце концов, работы по переработке "Акул" тоже пришлось провести частично на деньги иностранных предпринимателей. Утилизация АПЛ – дело дорогое (в зависимости от класса лодки цена составляет от 7 до 15 миллионов долларов). В рамках демонтажа АПЛ производится выгрузка ядерного топлива, вырезка реакторного отсека и двух смежных отсеков, которые впоследствии герметизируются (срок хранения реакторного блока - около 90 лет). Концевые отсеки подлодки распиливаются и отправляются на переплавку.

Учитывая, что "Акулы" были самыми большими подлодками в мире, их утилизация стоила огромных денег. А ведь в 70-х годах тяжелые атомные подводные крейсеры проекта 941 "Акула" разрабатывались как ответ американским подлодкам класса Trident. Однако в сравнении с конкурентами они оказались намного больше. Лодка Trident имеет водоизмещение 18700 тонн, "Акула" - 49800 тонн. Это больше, чем водоизмещение авианосца "Адмирал Горшков"! Вооружение "Акулы" составляет ракетный комплекс Р-19 из 20 твердотопливных, трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Впечатляют и ТТХ лодки: длина – 172 м, ширина – 23 м, предельная глубина погружения – 500 м, автономность плавания – 120 суток, экипаж – 179 человек. С 1976 по 1989 год было построено шесть таких подлодок - TK-208 ("Дмитрий Донской"), TK-202, TK-12 ("Симбирск"), TK-13, TK-17 ("Архангельск") и TK-20 ("Северсталь"). Седьмую (TK-210) разобрали еще на стапеле.

В 2009 году атомоход ТК-13 (заводской номер - 724) стал третьей "Акулой", утилизированной на верфях Северодвинска. Ранее разделаны подводные крейсеры под номерами 712 и 713. На плаву остались три субмарины класса: "Архангельск", "Северсталь", а также атомоход "Дмитрий Донской", прошедший на "Севмаше" глубокую модернизацию под испытание новейшего ракетного комплекса морского базирования "Булава".

Перспективы ВМФ

Сегодня темпы списания и продажи военных кораблей на металлолом в России заметно снизились. Просто потому, что списывать остается все меньше и меньше.


Эсминец "Безупречный" проекта 956. Обслуживание таких кораблей - трудная задача для флота.
Например, на Северном флоте, по сведениям источника ЦВМП, из всего корабельного состава лишь несколько единиц находятся под вопросом. Списан из-за недофинансирования БДК "Митрофан Москаленко" проекта 1174, который сейчас стоит в Североморске и постепенно приходит в негодность. В 2009 году он был выставлен на аукцион по продаже имущества на металлолом, сейчас - законсервирован в ожидании утилизации. Та же судьба ожидает эсминец "Расторопный" проекта 956, который с 1994 года находится на среднем ремонте в Петербурге - сегодня работы на нем не ведутся. Корабль законсервирован и, по предварительным данным, в этом году будет исключен из состава ВМФ, а его запчасти пойдут на запас для однотипных кораблей Балтийского флота. После снятия ценных деталей "Расторопный" будет утилизирован…

"На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок", - заявил в декабре прошлого года адмирал Валентин Селиванов. – "Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах – единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте – по одной".

Светит ли для ВМФ России звезда надежды? По мнению военного обозревателя Артема Титаренко, новое командование все делает правильно. Например, корабли, которые очень трудно обслуживать, а именно эсминцы проекта 956 типа "Современный" (у них проблема в котлах), постепенно списываются. А положительно зарекомендовавшие себя крейсера типа "Киров" и "Петр Великий" идут на модернизацию. "Сейчас строят новое, поэтому в любом случае эпоха кораблей, построенные при советской власти, постепенно заканчивается, и тут совсем не нужно слез", - считает Артем Титаренко.
Категория: Военная аналитика | Добавил: nikozavr (01.04.2010)
Просмотров: 2407 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]