СВ.Т-80
|
|
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:33 | Сообщение # 1 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:35 | Сообщение # 2 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Историческая справка
После прекращения работ по тяжелым танкам КБ Ленинградского кировского завода занимались созданием ракетного танка на базе харьковского «объект 432». В 1967 году работы над танком были прекращены, это стало серьёзным ударом для коллектива и главного конструктора Ж. Я. Котина.
К этому времени шла подготовка к серийному производству танка Т-64 на танковых заводах, Кировский завод получил задание готовить серийное производство этого танка. Возникла идея установки ГТД на танк Т-64, попытки устанавливать ГТД на танк предпринимались и ранее, но это были модификации существовавших разработанных для вертолетов двигателей. В те годы ГТД считался достаточно перспективным двигателем, разработку специализированного танкового ГТД начали в Ленинградском НПО имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова.
В 1968 году Ж.Я. Котин приступил к исполнению обязанностей зам. Министра МОП, его место занял Н. С. Попов.
Решение о создании газотурбинного танка было принято ЦК КПСС и Совмином СССР 16 апреля 1968 г. С этого момента началась история танка Т-80. Уже в мае 1969 г., новый ГТД установили на опытный образец танка. В 1970г. Калужскому моторостроительному заводу было поручено освоение серийного производства танкового двигателя ГТД-1000Т, разработанного НПО им. В. Я. Климова.
Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. На вооружении стали находиться три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. По боевым характеристикам они незначительно отличались друг от друга.
В конструкции Т-80 использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, механизм заряжания. Первые Т-80 оснащались башнями аналогичными устанавливаемым на Т-64А.
На Т-80Б без изменений принята система управления 1А33 «Объ», разработанная на Т-64Б.
Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-64Б.
Компоновка танка Т-80 аналогична принятой на Т-64А. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного.
Ходовая часть Т-80 разработана специально для этого танка, и в отличии от Т-64 содержит опорные катки с наружной обрезинкой. Гусеничная лента, выполнена из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой. Использование таких гусениц уменьшило вибрации, передаваемые от ходовой части на корпус танка, и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении.
В период середины 70-х годов еще не были созданы дизельные двигатели мощность 1000 л.с. и более, поэтому ряд высокопоставленных лиц, в первую очередь Д. Ф. Устинов перспективу танкостроения видели в ГТД.
Танк Т-80 с ГТД возник как альтернатива танку Т-64 с двигателем 5ТДФ. Поэтому его конструктор Н.С. Попов всячески пытался препятствовать организацию производства двигателя 6ТД-1 который был разработан в конце 70-х и его установку в танк Т-80. В высших кругах страны постоянно шла дискуссия – какой из двигателей лучше. Было очевидно, что ГТД значительно уступает поршневому двигателю по стоимости, имеет большие путевые расходы топлива, что требует дополнительных затрат на его транспортировку и больших объемов в танке для его размещения.
Но мало кто мог противится Д. Ф. Устинову – одному из первых лиц государства. Для Д. Ф. Устинова был важен факт, что американскому танку «Абраме» был подготовлен ответ в виде советского танка Т-80.
И мало кто задавался экономическим аспектом этого вопроса. Стоимость одного опытного ГТД-1000Т на период 1970 года составляла 167 тыс. руб. стоимость целого танка Т-64 на тот период составляла 174 тыс. руб. то есть в Т-80 только двигатель стоил как целый танк Т-64, при этом по основным характеристикам, кроме максимальной скорости танки были аналогичны.
На период принятия на вооружение в 1976 году стоимость Т-80 превышала стоимость Т-64А в три раза – 480 и 140 тыс. рублей соответственно.
К началу 80-х стоимость серийного производства ГТД из за массовости снизилось до 100 тыс. руб. Но стоимость Т-80Б в сравнении Т-64Б, оснащенных одинаковым СУО и производившихся в один период времени была выше в 2 раза. Но, экономические характеристики не изменяли решимости Д. Ф. Устинова в ориентации на Т-80 как единый танк для армии. Мнение Д.Ф. Устинова не поддерживали многие, в том числе и начальник ГБТУ А. Х. Бабаджанян, сменивший его в 1980 Ю.М. Потапов, но открыто свое мнение не высказывали.
К концу 80-х годов в Советской армии (к востоку от Урала) насчитывалось около 100 танков Т-80, 3700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В ГСВГ на 1987 год находилось 2260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4000 тысяч Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ. Танки Т-64 и Т-80 составляли основу советских танковых войск.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:37 | Сообщение # 3 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| На данный момент танки Т-80БВ составляют значительную часть танковых войск России и нуждаются в модернизации. В условиях отсутствия на данный момент в РФ массового серийно производящегося двигателя мощностью 1200 л.с. модернизация Т-80Б является достаточно обоснованной. Существующие разработки по усовершенствованию огневой мощи, такие как комплекс «45М», комплекс активной защиты, внедрение гидрообъемной передачи (ГОП) механизма поворота, резервы модернизации механизма заряжания обеспечивают Т-80Б большой потенциал для модернизации. Рациональным является также вариант оснащения танков Т-80Б башнями снятых с эксплуатации танков Т-80УД с более совершенной защитой и комплексом вооружения. Выбранное в РФ направление на модернизацию существующего танкового парка до 2015 года, вместо дорогостоящих закупок новой техники на УВЗ открывает перспективы для модернизации Т-80Б и Т-80У.
Огневая мощь
На всех модификациях основного боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена 125 мм гладкоствольная пушка типа Д-81, унифицированная с отечественными танками.
Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления).
Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов. 28 выстрелов размещены в конвейере и по типам укладываются в любом соотношении. 10 выстрелов размещены в немеханизированной укладке и комплектуются только осколочно-фугасными и кумулятивными выстрелами.
В боевом отделении размещены: 1 снаряд — вертикально на полу кабины, за спинкой сиденья командира; 1 гильза — на полу передней правой части кабины; 2 снаряда и 2 гильзы — у перегородки между средними топливными баками.
В отделении управления размещены: 5 снарядов и 7 гильз — в баке-стеллаже; 2 снаряда — на днище у бака-стеллажа.
На гильзы, установленные в боевом отделении, должны быть надеты чехлы.
Боекомплект спаренного пулемета ПКТ включает 1250 патронов, снаряженных в пяти лентах (по 250 патронов в каждой) и уложенных в свои магазины. Пять магазинов, входящих в боекомплект, размещены в боевом отделении танка:
один магазин — на пулемете;
три магазина — в нише башни справа;
один магазин — на передней правой части кабины.
Боекомплект к зенитной установке состоит из 300 патронов,
снаряженных в три ленты (по 100 патронов в каждой) и уложенных в штатные магазины, которые размещены:
один магазин — на зенитной установке;
два магазина — на правой стороне кормы башни.
Боекомплект для автомата АКМС включает 300 патронов, снаряженных в 10 магазинов (по 30 шт. в каждом). Магазины уложены в две сумки и размещены; одна сумка — в стеллаже в башне, за спинкой сиденья командира; другая — в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пять сумок и размещены в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. На полке кабины, за спинкой сиденья командира размещен вышибной заряд для аварийного выброса изделия 9М112М. Боекомплект к ракетнице (12 сигнальных ракет) уложен в два патронташа, которые размещены в стеллаже на стенке кабины командира.
Танк Т-80 и его модификации оснащен МЗ аналогичными применяемым на танках Т-64.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:40 | Сообщение # 4 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Первые танки Т-80 были оснащены прицелом наводчика ТПД-2-49 с оптическим базовым дальномером, с независимой стабилизацией поля зрения только в вертикальной плоскости. В дальнейшем началась разработка танкового прицела с лазерным дальномером. Задача состояла в разработке конструкций лазерного дальномера и его установки в танковый прицел-дальномер ТПД2-49, разработкой занимались ЦКБ Красногорского механического завода им. Зверева.
Удалось разместить в корпусе серийного прицела модуль лазерного дальномера и элементы его сопряжения с оптикой этого прицела. Прицел первого этапа получил название ТПД-К1. Специалисты кировского завода принимали активное участие как в «привязке» модернизированного прицела к танку, так и в создании самого прицела. С этим прицелом танк и был принят на вооружение, но наиболее распространенной модификацией Т-80 стал Т-80Б с СУО 1А33 «Объ» и комплексом управляемого вооружения 9К112, полностью позаимствованной с Т-64Б. Подробнее про СУО 1А33. У наводчика так же установлен ночной прицел ТПН3-49 с ЭОП I-поколения и дальностью опознания цели в пассивном режиме 850 м и в активном режиме с подсветкой до 1200 м.
Прицел ТПД-К1 в дальнейшем использовался в танках Т-72А и Т-64А. Задача наводчика Т-80Б сводится к наведению марки прицела на цель, измерению дальности, выбору боеприпаса и производству выстрела..
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Для стрельбы по воздушным целям имеется зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, установленный на основании люка командира танка.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:41 | Сообщение # 5 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:43 | Сообщение # 6 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| ЗПУ на командирской башенке сделана по старинке, без всяких электроприводов. Более того, нужен или не нужен зенитный пулемет, для вращения командирской башенки командир танка должен вращать всю конструкцию вместе с ЗПУ, а это примерно 300 кг массы, да еще пулемет НСВ-12,7 «Утес» выступает от оси вращения на полтора метра, тот еще рычаг.
Защита
Усиление защиты Т-80Б осуществлялось за счет применения катаной брони повышенной твердости типа БТК-1 для лобовых и бортовых деталей корпуса. Лобовая деталь корпуса имела оптимальное соотношение толщин трехпреградной брони аналогичное предложенному для Т-72А.
При разработке танка были попытки создать литую башню из стали повышенной твердости, которые не увенчались успехом. В результате была выбрана конструкция башни из литой брони средней твердости с заливаемым стержнем по типу башни танка Т-72А причем толщины брони башни Т-80Б были увеличены, такие башни были приняты для серийного производства с 1977-го года.
Дальнейшее усиление бронирования танка Т-80Б достигнуто в Т-80БВ, принятом на вооружение в 1985 г. Броневая защита лобовой части корпуса и башни этого танка принципиально такая же, как на танке Т-80Б, но состоит из усиленной комбинированной брони, и из навесной динамической защиты «Контакт-1». В ходе перехода на серийное производство танка Т-80У на некоторых танках Т-80БВ последних серий (объект 219РБ) устанавливались башни по типу Т-80У, но со старым СУО и комплексом управляемого вооружения «Кобра».
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:45 | Сообщение # 7 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Для обеспечения защиты от высокоточных средств, поражающих танк, как правило, из верхней полусферы в зону моторно-трансмиссионного отделения (все они в основном с тепловыми головками самонаведения), направляющую решетку выпускного коллектора выполнили коробчатой формы. Это позволило несколько удалить место выхода горячих газов от кормового броневого листа и фактически "обмануть" самонаводящиеся средства. Кроме того, имеющийся на машине комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) разместили на корме башни, прикрыв, таким образом, значительную часть крыши МТО.
Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя из полимерного материала. Он выполняет двойную защитную функцию. При попадании в танк кинетических и бронебойно-фугасных противотанковых боеприпасов он препятствует разлету внутри корпуса мелких броневых осколков, образующихся на внутренней поверхности брони. Кроме того, благодаря специально подобранному химическому составу, этот подбой существенно ослабляет воздействие на экипаж гамма-излучения. Для этих же целей служат специальная плита и вставка в сиденье механика-водителя (защита его от излучения при преодолении зараженных участков местности).
Предусмотрена и защита от нейтронных средств поражения. Как известно, наиболее эффективно эти частицы с нулевым зарядом задерживаются водородсодержащими материалами. Поэтому подбой, о котором говорилось выше, выполнен именно из такого материала. Топливные баки системы питания двигателя расположены снаружи и внутри машины таким образом, чтобы окружить экипаж практически сплошным антинейтронным поясом.
Также для защиты от оружия массового поражения (ядерного, химического и бактериологического) и для тушения возникающих в машине пожаров предназначена установленная в танке специальная полуавтоматическая система коллективной защиты (СКЗ). Она включает: прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2, фильтровентиляционную установку (ФВУ), подпоромер, механизм остановки двигателя (МОД), закрывающиеся уплотнения с исполнительными механизмами и постоянные уплотнения корпуса и башни. Работает система в двух режимах: автоматическом и ручном - по командам с пульта управления (в исключительных случаях для тушения пожаров по команде с пульта П11-5).
В автоматическом режиме (основном) при обнаружении за бортом танка радиоактивного или химического заражения воздуха (с помощью прибора ПРХР в режиме постоянного контроля воздуха) с датчиков системы поступает команда на исполнительные механизмы закрывающихся уплотнений и включается фильтровентиляционноя установка, создающая в обитаемых отделениях избыточное давление очищенного воздуха. В это же время срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещая экипаж о характере заражения местности. Эффективность и надежность функционирования системы доказана в ходе специальных испытаний с моделированием ситуаций по зараженности воздуха, близких к реально возможным.
Противопожарное оборудование связано с СКЗ через аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2 и может работать автоматически или от кнопок на пультах у механика-водителя и командира. В автоматическом режиме оборудование срабатывает по сигналу, поступающему с термодатчиков аппаратуры ЗЭЦ-11 -2. При этом выключается нагнетатель и закрываются клапаны ФВУ и срабатывает МОД. В результате прекращается доступ воздуха в МТО. Затем подрывается пиропатрон одного из трех баллонов с огнегасящим составом и через распылитель осуществляется заполнение им соответствующего (месту возникновения пожара) отделения танка. После тушения пожара нагнетатель ФВУ автоматически включается с открыванием клапанов, что способствует быстрому удалению продуктов сгорания и огнегасящего состава из обитаемых отделений танка. При этом снимается электрический сигнал с МОД, что дает возможность осуществить запуск двигателя.
Перечисленные конструктивные решения служат для защиты экипажа и внутреннего оборудования танка в случае попадания в него различных противотанковых средств. Для того чтобы снизить вероятность их попадания, на Т-80 установили термодымовую аппаратуру, для постановки дымовых завес ТДА и дымовые гранатометы системы 902Б «Туча». Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:46 | Сообщение # 8 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:47 | Сообщение # 9 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Характеристики подвижности
Силовая установка
Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя и систем, обеспечивающих его работу: топливной, управления, масляной, воздухоочистки, воздушной и специального оборудования. К специальному оборудованию силовой установки относятся системы сдува пыли и вибрационной очистки, устройство рас-пыливания топлива и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.
Танк Т-80 с ГТД с 1976 г. выпускался в Омске с двигателем, который производил Калужский моторный завод Министерства авиационной промышленности. Разработка этого двигателя была осуществлена ЛНПО им. Климова в период 1968-1972 гг.
Двигатель имел условное обозначение ГТД 1000Т. Мощность его составляла 1000 л.с. на стенде, что соответствовало 795 л.с. в танке, удельный эффективный расход топлива в стендовьгх условиях - не более 240 г/э.л.с.ч. В условиях танка - 270 г/э.л.с.ч. Гарантийный срок работы составляет 500 часов, моторесурс 1000 часов.
Двигатель ГТД 1000Т - трехвальный, с двухкаскадным центробежно-центробежным компрессором, двумя одноступенчатыми турбинами компрессора, кольцевой противоточной камерой сгорания, свободной одноступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом.
Рабочий цикл ГТД состоит из тех же процессов, что и цикл поршневого двигателя — впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска. Однако в отличие от поршневых двигателей, в которых эти процессы протекают последовательно в одном и том же месте (в цилиндре), в ГТД они осуществляются одновременно и непрерывно в разных местах: процессы впуска и сжатия в компрессорах; сгорания — в камере сгорания; расширения — в турбинах; выпуска — в выпускном патрубке.
Отбор мощности на ведущие колеса машины производится со свободной турбины через редуктор двигателя и трансмиссию. Частота вращения ротора свободной турбины в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления грунта может изменяться в пределах от нуля до 26650 об/мин.
Двигатель в силовом отделении машины устанавливается в моноблоке с агрегатами и узлами систем, что ускоряет и упрощает монтажно-демонтажные работы.
Моноблок устанавливается вдоль продольной оси танка на трех опорах: двух задних бугелях и передней подвесной опоре. На танке Т-80 время на замену двигателя составляет - 5 часов, каждой коробки передач - 4,5 часов. (Итоговое донесение по войсковой эксплуатации 3 роты в ПриВО).
На танке Т-72 время замены двигателя - 24 часа. (Отчет 38 НИИИ БТТ, «Контроль за ходом войсковой эксплуатации танков Т-72 в БВО). Время замены каждой коробки передач 10,5 часов, гитары 17,7 часа (Руководство по войсковому ремонту танков Т-72).
Топливная система
В топливную систему входят восемь внутренних, и пять наружных топливных баков, насосы, фильтры, клапаны, краны, трубопрводы и приводы управления.
Для заправки топливной системы применяется топливо марок Т-1, ТС-1, РТ, а также дизельное топливо Л, 3, А. Основным топливом является Т-1 и ТС-1. Допускается смешивание дизельного топлива с топливом Т-1, ТС-1 и РТ в любой пропорции. Общий запас топлива в забронированном объеме составляет 1110 л., наружные баки – 700л., дополнительные бочки 400 л.
Система воздухоочистки
Система воздухоочистки предназначена для очистки воздуха, поступающего в двигатель, сопловый аппарат турбины высокого давления, на обдув агрегатов силового отделения.
Система воздухоочистки включает воздухозаборные жалюзи крыши силового отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и радиаторов, вентилятор обдува агрегатов, два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла, воздуховод обдува агрегатов,
два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли, люк перегородки силового отделения, воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор.
Трансмиссия
Трансмиссия машины механическая, с гидравлической сервосистемой управления, на основе применяемой на Т-64, адаптированная для ГТД.
Ходовая часть
Конструкция ходовой Т-80 содержит опорные катки с наружной обрезинкой, гусеничную ленту, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой.
Подвеска танка индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Она состоит из 12 узлов подвески и 6 амортизаторов.
Размещение торсионов параллельное, на всю ширину корпуса машины, со смещением вперед торсионов правого борта, при этом торсионы левого и правого борта не взаимозаменяемы.
Амортизаторы — гидравлические, поршневые, телескопического типа, двухстороннего действия. На танке установлено шесть амортизаторов (по три на каждом борту): на первых, вторых и шестых узлах подвески.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:55 | Сообщение # 10 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| ЭКСПЛУАТАЦИИ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Т-80 Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 70-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряженный тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.
Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша"). Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений Группы советских войск в Германии, когда выполнявшие обходной маневр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию веса, требовавшиеся для усиления защищенности от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.
Общественность впервые получила возможность познакомиться с «восьмидесятыми» во время военных парадов в Москве 9 мая и 7 ноября 1990 года. Причем это были машины наиболее современной модификации — Т-80УД. Эти же танки вновь появились на улицах Москвы в дни августовского путча 1991 года.
На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в составе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали.
Согласно данным заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 4839 танков Т-80 всех модификаций.
Первый же факт боевого применения «восьмидеся-ток» состоялся в ходе октябрьских событий в Москве в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-под-калиберных (непонятно, зачем?) и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Т.Шевченко, где и находились до конца дня.
Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995 — 1996 годах. Прежде всего следует отметить, что «восьмидесятки», как, впрочем, и почти вся другая бронетанковая техника, применялись неадекватно ситуации. В этой связи образцом может служить операция «Буря в пустыне». Тогда заранее был выбран перечень соответствующих ситуации типов вооружения и боевой техники. При этом ставка была сделана на широкое применение средств РЭБ, использование высокоточного оружия, удары авиации и т.д. Следует отметить, что у иракцев фанатизма было, возможно, даже больше, чем у чеченцев. Если бы Многонациональные силы без соответствующей подготовки прибегли к массированному использованию бронетехники, результат всей операции мог бы быть иным. Именно с такой позиции следует рассматривать применение в Чечне бронетанковой техники. Совершенно очевидно, что танки, БМП и БТР, состоящие на вооружении Российской Армии и внутренних войск МВД (как, впрочем, и на вооружении любой другой армии мира), не предназначены для ведения боевых действий в городе и в горах. Их использование для этой цели требует как специального оснащения, так и специальной подготовки личного состава. В то же время можно утверждать, что подавляющее большинство техники и личного состава, задействованных в Чечне, не было подготовлено к ведению каких бы то ни было боевых действий вообще.
Так, большая часть танков не была оборудована динамической защитой. Как заявили военные специалисты, это было обусловлено, главным образом, недостатком времени для подготовки операции и отсутствием средств! На многих танках блоки КДЗ были установлены в небоеготовом состоянии, то есть не были зяряжены ВВ. И это в условиях, когда чеченцами использовались, в основном, кумулятивные противотанковые боеприпасы (реактивные гранаты и ПТУР). При этом стрельба велась почти в упор и с наиболее выгодных ракурсов. Наиболее уязвимыми в танках оказались борта, корма, крыша МТО и кормовая часть башни. Кроме того, были зафиксированы многочисленные поражения бортов боевых машин при ведении огня снизу вверх. Все это позволяет предположить, что огонь велся одновременно из полуподвальных помещений, с уровня земли и с первых этажей зданий, а также с верхних этажей. Плотность ведения огня из противотанковых средств при ведении уличных боев в Грозном составляла 6 — 7 единиц на каждый танк, БМП и БТР. В корпусах почти каждого подбитого танка или БМП имелись многочисленные пробоины (в среднем 3 — 6), каждой из которых было бы вполне достаточно для вывода машины из строя. Следует отметить, что в этих условиях наиболее живучим показал себя танк Т-72. Что касается танка Т-80, то в Чечне были зафиксированы случаи взрыва боекомплекта при поражении борта корпуса и попадании кумулятивной струи в снаряды. Это происходило из-за вертикального расположения боекомплекта в транспортере автомата заряжания. При этом верхний срез опорного катка, выполнявшего в данном случае роль противокумулятивного экрана, находился ниже уровня транспортера.
В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 участия в боевых действиях не принимали.
Следует отметить, что после распада СССР практически все «восьмидесяти» оказались на территории России и Украины, при этом производство Т-80УД, осуществлявшееся в Харькове, также оказалось за рубежом. Их производство продолжается на Украине под обозначением Т-84 и в основном на экспорт (в 1996 году был заключен контракт на поставку 360 таких танков Пакистану). Россия также активно предлагает на экспорт танки Т-80У. На вооружении армии Кипра состоит 41 боевая машина этого типа (стоимость контракта 175 млн. долларов). Армии Южной Кореи поставлено 80 танков Т-80У в счет погашения российского долга этой стране. В обоих случаях поставки производились из наличия Вооруженных Сил. Участие танков Т-80У в тендере на новый основной танк для армий Турции (потребность 1000 единиц) и Греции пока результатов не принесло.
Рабочее место механика водителя танка Т-80БВ
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 15:57 | Сообщение # 11 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| 1 - Трансмиссионное отделение, двигатель еще не установлен. 2, 3 - Газотурбинный двигатель перед установкой
|
|
| |
nikozavr | Дата: Четверг, 06.10.2011, 16:01 | Сообщение # 12 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| 1 – Боевое отделение
2 - Правый борт
3 - Левый борт.
|
|
| |