РВСН. SS-4 "Sandal" Р-12 (8К63), Р-12У (8К63У)
|
|
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:14 | Сообщение # 16 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Схема шахтной групповой позиции
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:15 | Сообщение # 17 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| На боевом дежурстве Всего было изготовлено более 2300 ракет. Защищённость отдельной ракеты такого комплекса была значительно увеличена, но боеготовность оставалась низкой, что не позволяло в сжатые сроки провести пуск ракет. Кроме того, живучесть всей группировки ракет уменьшилась, так как один ядерный блок противника мог уничтожить сразу четыре ракеты. Тем не менее БРСД Р-12У стали развёртывать не только взамен Р-12, но и в новых районах: на Северном Кавказе, Кольском полуострове, в Средней Азии и в Западной Сибири. Расширение географии дислокации РК было вызвано изменением геополитической обстановки в мире и, прежде всего, из-за обострения отношений с Китаем. Всего к середине 60-х годов было развернуто около 500 ракет (по более точным данным к 1965 году в СССР было 608 ракет Р-12, из них 36 - на Востоке страны). ПУ Р-12 (Орджоникидзе, Хабаровск, Советск, Гвардейск, Остров, Манзовка, Раздольное, Белокоровичи, Коломыя, Луцк, Ромны, Первомайск, Хмельницкий, Джамбул, Гезгалы, Сарыозек, Валга, Кармелава, Плунге, Слоним, Новогрудок, Пинск, Мозырь, Поставы). Но уже к концу 1970 года 36 ракет в восточных районах Советского Союза было снято с боевого дежурства.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:20 | Сообщение # 18 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:22 | Сообщение # 19 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Серия "Космос" и малоизвестные модификации ракеты Р-12 После успешного создания Р-12 в ОКБ-586 всерьез стали задумываться над космической тематикой. Были проведены проектные разработки носителей 63С1, 64С1, 65С1, 66С1, 67С1. Но одобрены правительством были только два - 63С1 и 65С1. Эскизный проект ракеты-носителя 63С1 был разработан еще в апреле 1960 г. Здесь первые две цифры соответствовали индексу базовой боевой ракеты, а последняя цифра - порядковому номеру 2-й, космической ступени.
Уже 3 (или 8-го?) августа 1960 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О создании ракеты-носителя 63С1 на базе боевой ракеты Р-12, разработке и запуске 10 малых ИСЗ".
Во второй ступени использовали двигатель РД-119 на жидком кислороде и НДМГ, который В.П. Глушко разрабатывал в качестве "подстраховки" для третьей ступени одного из "королёвских" ракетоносителей (для вывода тяжелых спутников и запусков к Луне). Однако С.П. Королёв предпочел использовать РД-0109 Воронежского ОКБ-254. Ракета-носитель 63С1 (впоследствии 11К63) имела две ступени и могла вывести на орбиту спутник весом до 450 кг. Поскольку постановка второй ступени значительно удлинила ракету (общая длина ракеты составила 30 м, а стартовая масса - 49,4 т), то стал невозможен пуск с обычной наземной стартовой установки Р-12 (ракета попросту могла упасть от ветра). Пуски проводились с тех самых площадок "Маяк" (площадки 86 и 87), которые прежде использовались для испытания шахтных вариантов Р-12У. Поскольку вторая ступень не помещалась полностью в защитное сооружение, то пришлось создать специальную башню, закрывавшую сверху ракету от воздействия атмосферных влияний и отводившуюся перед стартом в сторону. Испытатели окрестили ее на украинский манер "халабудой".
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:24 | Сообщение # 20 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Первая попытка запустить "Космос" (63С1) с переоборудованной ШПУ "Маяк-2" была сделана в 27 октября 1961 г. [Некоторые источники сообщают, что пуск производился с ШПУ "Маяк-1", что врядли может соответствовать действительности. Ред.] Из-за выхода из строя датчика скорости второй ступени носитель потерпел аварию и упал на Землю, но не взорвался.
Аналогичная ситуация произошла и 21 декабря 1961 г. Немного недозаправили вторую ступень и она вместе со спутником упала где-то в Индонезии (чего, правда, никто "за бугром" не заметил)... Отсюда двустишие: "Стреляли гарно, а попали в Сукарно". Сукарно был в 1945-1967 гг. президентом Индонезии... Пилюлю подсластило оборудование спутника, которое до момента входа в атмосферу передавало информацию.
И только третий запуск 16 марта 1962 г. был успешным. Собранный в пожарном порядке и весивший всего 47 кг, спутник ДС-2 (Днепропетровский спутник 2 ) до боли напоминал первый "королёвский" спутник. Именно об этом пуске было объявлено ТАСС, а сам спутник получил имя "Космос-1". Спутник просуществовал в космосе до 25 мая 1962 года. Удивила всех последняя ступень. Имея несравненно худшие аэродинамические качества, чем сам спутник, она находилась на орбите вплоть до 18 июня 1962 г.. Пуски с площадки "Маяк-2" продолжались почти до конца 1964 г. А в 1964 г. для пусков ракеты 63С1М были дооборудованы две установки пускового комплекса "Двина" на площадке 86 ГЦП-4.
В 1964 г. этот ракетоноситель под индексом 11К63М был принят в эксплуатацию Министерством обороны СССР, а авторский надзор осуществляло КБ "Полёт" (г. Омск), которому к этому времени была передана вся конструкторская документация по носителю. Изготовление ракеты 11К63 поручалось Пермскому машиностроительному заводу №172. Первый (неудачный) пуск 11К63М со стартовой позиции "Двина" осуществлен 1 декабря 1964 г. Успешно прошел следующий пуск, 10 декабря 1964 г. Пуски с этой площадки продолжались до 1973 г.
В 1967 г. на НИИП-53 (Плесецк) был сдан в эксплуатацию наземный стартовый комплекс 11П863 "Радуга" в составе: ракета-носитель 11К63, стартовое устройство и юстировочный космический аппарат ДС-П1-10. Именно здесь впоследствии, 18 июня 1977 г., состоялся последний пуск ракеты-носителя серии "Космос" на основе Р-12...
А всего ракета-носитель 63С1 в различных модификациях стартовала 165 раз, в том числе 143 раза успешно.
Следует заметить, что существовали и специализированные варианты ракет комплекса Р-12У. Отличались от обычных ракет они в первую очередь боевым блоком: 8К63... 1963 С химической БЧ «Туман» кассетного типа 8К63Э «Лист» 1967 Опытная ракета с системой ложных боеголовок и помех 8К63К «Кактус» - " - Опытная ракета с раскрывающимися ложными целями 8К63В «Верба» - " - Опытная ракета с ложными целями надувного типа 8К63Кр «Крот» - " - Опытная ракета с бортовой аппаратурой активных помех С63У 1976-77 гг. Версия ракеты для испытания систем противоракетной обороны. 8К63... 1989 Опытная ракета с проникающим боевым блоком (носовым, из титанового сплава) 8К63Х 1958-62 гг. Проект ракета ж/д базирования (6 ПУ на БЖРК)
Также при помощи несколько модифицированных Р-12 проводились испытания космических планеров "Ракетоплан" (1961 г. и 1963 г.) и "БОР-1, -2" (конец 60-х - начало 70-х гг.).
В 50 — 60-х годах был разработан проект подвижного железнодорожного комплекса с ракетами Р-12. Железнодорожный состав должен был состоять из 20 вагонов, включая 6 вагонов с ПУ. Реализован проект не был. [20]
Правительственным постановлением техническая документация на ракету Р-12 была поставлена КНР. На ее основании китайцы создали первую собственную МБР среднего радиуса действия (до 2000 км) «Дун-1». Ракета внешне очень похожа на Р-12. На вооружение она была принята в 1970 году.[20]
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:26 | Сообщение # 21 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Ракетоноситель 63С1 "Космос-1".Рисунок с сайта roscosmos.ru
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:27 | Сообщение # 22 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Постепенная ликвидация
До начала в 1977 г. широкомасштабного принятия на вооружение мобильных ракетных комплексов "Пионер" (SS-20) с твердотопливной ракетой РСД-10, вместе с Р-14 это были самые массовые ракеты. Пришедший на замену Р-12 и Р-12У в конце 70-х комплекс РСД-10 привёл к их ускоренному снятию с вооружения ракет. Первыми снимались ракетные комплексы с шахтными пусковыми установками. Но даже после снятия с вооружения до 1983 года Р-14, Р-12 продолжали оставаться на БД. К октябрю 1985 г. Р-12 оставалось всего 112 единиц (81 ПУ - 2 неразвернуты). К концу 1985-1988 гг. - 65 (в том числе и на момент подписания в 1987 году договора о ликвидации РСМД). К июню 1988 г. - 60. По Договору РСМД в 1989-90 гг. уничтожены 149 БР. Техническая документация и образцы ракет Р-12 были переданы Китаю («Дун-1»), а также, по некоторым источникам, Ирану. Некоторое количество Р-12 продолжало стоять на БД вплоть до 1990 г. (Алуксне, Виру, Гусев, Кармевала, Коломыя, Малорита, Остров, Пинск, Скала-Подольская, Советск, Стрый). Последняя Р-12 была уничтожена в соответствии с договором о РСМД 23 мая 1990 г. Часть ракет оставлена в качестве памятников эпохи Р-12.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:28 | Сообщение # 23 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Еще о ракете. Время подготовки ракеты к пуску:
• Состояние готовности 4: ракета хранится на технической позиции в незаправленном состоянии и без гироскопов и ГЧ. Гарантийный срок в таком состоянии составлял семь лет, с 205 минутной готовностью с момента получения команды до пуска (3-3,5 ч).
• Состояние готовности 3: ракета находится на технической позиции в незаправленном состоянии с установленными гироскопами и подсоединенной боеголовкой. Гарантийный срок составлял три года, время готовности - 140 минут (2,3 ч.).
• Состояние готовности 2: ракета установлена на пусковой стол. Гидросистема установлена и приведена в готовность, а затем выключена. Заправщики подсоединены, но топливо не закачано в ракету. В таком состоянии ракету можно удерживать три месяца, с 60-минутной готовностью.
• Состояние готовности 1: Ракета находится на столе как и в состоянии готовности 2, но заправлена керосином ТГ-02. Для пуска требуется только активировать гироскопы и закачать окислитель АК-27И с высокими коррозионными способностями. В этом состоянии ракета может удерживаться до одного месяца при готовности к пуску равной 30 минут.
На самом деле была еще одна степень готовности - 5-минутная. Оставалось только ввести боевой код и произвести запуск. Когда была введена, точно сказать не могу, но в 1977 году уже имелась. Время нахождения в такой готовности мне также неизвестно.
В составе ракетной дивизии чаще всего было пять полков.
Состав ракетного полка (вариант 1):
- два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по четыре батареи - по 2 ракеты в хранилище на батарею)
Состав ракетного полка (вариант 2):
- два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по две батареи – по 2 ракеты в хранилище на батарею);
- ракетный дивизион со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ.
Всего – 8 наземных ПУ, 4 хранилища ракет, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкости для топлива.
Расстояние между ПУ и хранилищами – свыше 175 м.
Состав ракетного полка (вариант 3):
- два или три ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ. Всего 8 - 12 ШПУ.
Были и другие варианты...
Примерно в 1960 г. стартовая батарея состояла из 42-х человек, в том числе 11 офицеров.
В стартовой батарее 4 отделения:
1 - прицеливание(?);
2 - двигательное;
3 - электроогневое;
4 - заправочное.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:28 | Сообщение # 24 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Перечень наземного испытательного, пускового, заправочного оборудования, вспомогательного оборудования используемого при подготовке и пуске 8К63.
1. 8У217, пусковая установка (наземный пусковой стол) (вес - 6,9 т. Размеры – 3,02 х 3,02 х 3,27 м);
2. 8У210, установщик ракет портальный на шасси МАЗ-529В или МоАЗ-546 (двигатель – дизель (ЯАЗ-206) 165 (215) л.с. Длина – 15,62 м., ширина – 3,15 м., высота – 3,76 м.);
3. 8Т115, грунтовая тележка с тягачем МАЗ-535 (МАЗ-529 или АТ-Т) (размеры – 22,85 х 2,72 х 2,5 м.);
4. 8Г112, цистерна (емкость) горючего на трехосном шасси;
5. 8Г113, заправщик окислителя;
6. 8Г131, цистерна окислителя;
7. 8Г210, подогреватель-заправщик перекиси водорода на базе ЗИЛ-157;
8. 8Г11, цистерна перекиси водорода на шасси ЗиС-151;
9. ???, транспортируемая емкость горючего (размеры – 11,38 х 2,63 х 2,96 м.);
10. 8Т555, транспортируемая емкость окислителя (размеры – 10,7 х 2,63 х 3,35 м.);
11. АА-1204, транспортировочно-стыковочная машина (в составе РТБ);
12. 8Т318(Э), изотермическая стыковочная машина (в составе РТБ);
13. 8Н112, машина автономных испытаний для... ;
14. 8Н113, машина горизонтальных испытаний;
15. 8Н213, машина подготовки на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
16. 8Н214, электропреобразовательный агрегат;
17. 8Н215, кабельная машина №1 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
18. 8Н216, кабельная машина №2 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
19. 8Н217, машина обогрева головной части;
20. 8Н218, машина с кабелями технической позиции;
21. 8Т310, машина принадлежностей технической позиции;
22. 8Т331, машина ЗИП электроогневого отделения на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
23. 8Г27, подогреватель воздуха (теплогенератор бензиново-электрический);
24. 8Г33 , воздушная компрессорная станция на шасси ЗиС-151;
25. 8Т325, машина ЗИП №1 (двигательного отделения);
26. 8Т330, машина ЗИП №2 (стартовых принадлежностей);
27. 8Т116, автовышка;
28. 8Ш14, комплект приборов наведения;
29. 8Ш31 (ДДН-1), Фотоэлектрический индикатор влажности (измеритель точки росы);
30. 8Ю12, палатка технической позиции (применялась на выездах для хранения ракеты, длиной примерно 30 и шириной 5 м, каркас из алюминиевых труб);
31. 8Т311, Обмывочно-нейтрализационная машина;
32. 8Т26, автокран 10 т на шасси полуприцепа с одноосным тягачем МАЗ-529В;
33. ЭСД-20-ВС/400, дизельная электростанция 20 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400 в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-2;
34. ЭСД-50-ВС/400, дизельная электростанция 50 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400 в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-4;
35. Машина радиоуправления дальностью;
36. 8Ф12Н, головная часть;
37. Наземное оборудование для эксплуатации ГЧ по спецификации Минсредмаша;
38. Машина-хранилище;
39. Аппаратура 8Н122;
40. Аппаратура 8Н231;
41. Аппаратура 8Н65;
42. Аппаратура 8Н66;
43. Аппаратура 8Н67.
_______
КУНГ - Кузов УНиверсальный Герметизированный. Первый такой кузов КУНГ-1М появился в 1958 г.- известная всем конструкция в виде будки с полукруглой крышей с одно- или двухстворчатой дверью в задней стенке. Максимальная вместимость - 12 человек. Кузов имел деревянный каркас обшитый стальным листом снаружи и фанерой внутри. Внутрь вкладывался теплоизолятор: войлочная или паклевая набивка, позднее стекловата, пенопласт и т.п. В зависимости от назначения кузова на стенках могли быть специальные люки или окна. Для обеспечения герметичности швы в обшивке уплотнялись герметиком, а двери, окна и люки имели резиновые уплотнения. Все модели КУНГа обязательно оснащались ФВУ и системой электроосвещения. Для обогрева использовались электро- и бензиновые печки (иногда и дровяные - "буржуйки"). Устанавливался КУНГ-1М на машины Зис-151 и Зил-157, или на автомобильные прицепы. Разработчик: СКБ "Газстроймашина", первые производители: Львовский механический и Московский ремонтно-механические заводы
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:28 | Сообщение # 25 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:29 | Сообщение # 26 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:32 | Сообщение # 27 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:33 | Сообщение # 28 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:34 | Сообщение # 29 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
| Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.
|
|
| |
nikozavr | Дата: Понедельник, 26.09.2011, 13:35 | Сообщение # 30 |
Создатель...
Группа: Администраторы
Сообщений: 1597
Статус: Offline
|
|
|
| |